Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Биркенбил В. - Язык интонации, мимики, жестов
<<-[Весь Текст]
Страница: из 48
 <<-
 
 прежде чем читать дальше? 
Внешняя поза и внутренняя позиция. 
   Когда мы говорим о человеке, характеризуя его стойкость, то мы имеем в виду 
не только его внутренние качества, но и высказываем свое мнение о том, 
насколько уверенно он "стоит на ногах". 
   Мудрецы Востока подметили то же самое. В дзэн-буддизме говорится о "центре 
земли" человека, расположенном в его животе (Хара). Дюркгейм констатировал, что 
у западного человека центр тяжести в большинстве смещен вверх, например, в 
грудь или даже в голову. Он сказал, что такой человек становится настолько 
неустойчивым, что его можно стронуть с места с помощью легчайшего толчка (нам 
это хорошо известно из практики - чем выше у предмета центр тяжести, тем менее 
он устойчив). Это происходит за счет того, что человек не стоит "на земле 
обеими ногами" ни в физическом, ни в психологическом смысле. Поэтому его так 
легко ввергнуть в состояние неуверенности малейшим психическим "толчком". 
   Аналогичного мнения придерживается и Фельденкрайс, когда настаивает, что 
оптимальная поза для тела - когда "оно висит на скелете". То есть, по его 
словам, для того чтобы тело сохраняло прямую осанку, когда вы стоите, идете или 
сидите, не должно проводиться лишней мускульной работы. Если вы вспомните 
эксперименты, в которых вы нагибались далеко вперед (или назад), до тех пор 
пока чуть не падали, - были ли вы все же уверены, что не упадете, несмотря на 
то что напряжение было сильнее, чем обычно? Чем больше приходится напрягать 
мышцы для сохранения позы, тем эта поза неувереннее и вместе с тем 
утомительнее; человек стоит, ходит и сидит, не расслабляясь. Но так как 
телесные и душевно-духовные процессы постоянно оказывают влияние друг на друга, 
то это также означает, что человек в таком состоянии и душевно напряжен. 
   Мы обычно исходим из гипотезы, что "имеем тело", в то время как восточный 
человек так никогда не сказал бы. Он скажет: "Я есть мое тело"! Это предложение 
отражает принципиальное различие двух точек зрения - желания Быть и Иметь (об 
этом есть превосходная книга Э. Фромма "Иметь или Быть"). Чем сильнее выражено 
желание иметь, тем незначительнее человек осознает собственное Бытие-в-мире. 
Это также справедливо и для его телесных процессов и сигналов! Западный человек 
направляет свое внимание на вещи, которые он может использовать. Он стремится к 
вещам, которыми он может обладать. Эта внутренняя позиция неизбежно отражается 
и во внешней позе. В связи с этим Лоуен говорит: 
   "Везде, где налицо коренная неуверенность в нижней половине тела, индивид 
компенсирует ее тем, что руками и глазами держится за объективную 
действительность". 
   Вот как он описывает такой тип человека: 
   "Несколько лет тому назад я наблюдал пациента, страдающего тяжелой 
гипертонией. Он был пресс-секретарем многих голливудских звезд и продюсеров. Он 
чрезмерно много ел, довольно сильно пил и был искусен в речах. У него было 
полнокровное, круглое лицо и полное тело. Но когда он снял свою одежду, я был 
шокирован видом его непропорционально тощих ног... Заключение было однозначно: 
кажущаяся уверенность и сила верхней половины тела, на которую, по сути, и 
приходилась основная активность, компенсировала слабость нижней". 
   Если человек страдает от дисгармонии, от недостатка дружелюбия, от 
отсутствия внутреннего покоя, тогда он не может отдохнуть даже наедине с самим 
собой. Тогда он не "есть" свое тело, он "имеет" его, да еще и пренебрегает им. 
   Другой автор, Шутц, составил превосходный цикл упражнений, с помощью которых 
можно научиться не только замечать, но и преодолевать возможные трудности 
собственной позы (как внутренней, так и внешней!). Вот одно из таких 
упражнений: изо всех сил, насколько только возможно, нужно ударить чем-либо по 
кушетке или матрасу. Лоуен, который использует это упражнение в том числе и в 
терапевтических целях, описывает, что именно можно обнаружить с помощью этого 
упражнения: 
   "Недавно я занимался с одним молодым человеком, пилотом морской авиации... 
Его проблема проявилась, когда я предложил ему поколотить кушетку. Каждый раз, 
когда он замахивался, его ноги отрывались от пола. Когда я обратил на это его 
внимание и заметил, насколько тяжело ему удерживать контакт с землей, он 
ответил: "Теперь я понимаю, почему в небе я чувствую себя намного увереннее!"". 
Это были лишь некоторые соображения, которые можно привести относительно 
собственной позы или во взаимосвязи собственной внутренней позиции и внешней 
позы. 
   Итак, не пора ли перейти к сигналам тела? 
О том ,как мы стоим. 
   Первое, на что стоит обратить наше внимание, это распределение веса. Ровно 
ли стоит человек (конечно, не как ар-шин проглотил) или его вес распределен со 
смещением вперед или назад? В случае сомнения мысленно прочертите линию от 
центра таза вверх, при прямой позе (как и при немного сутулой спине) примерно 
на этой линии будет находиться ухо. 
   Народная мудрость подметила: чем прямее выглядит человек внешне, тем ровнее 
он и внутренне. Такой человек не кажется ни неуверенным (наклон вперед), ни 
заносчивым (прогиб назад). Несмотря на это, нужно быть осторожным при 
интерпретации: большинство очень полных людей привыкают к позе, подавшейся 
вперед, так как они не хотят казаться посматривающими "сверху вниз". Точн
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 48
 <<-