|
ий
анализ игр исходит из постулата полной рациональности игроков.
Трансакционный анализ, напротив, имеет дело с играми как нерациональными,
так и иррациональными, и именно поэтому более жизненными.
ИГРОКИ
Наши наблюдения свидетельствуют о том, что интенсивнее всего играют
люди, утратившие душевное равновесие. Весьма любопытно, однако, что
некоторые шизофреники отказываются участвовать в играх и с самого начала
требуют прямолинейности. В обыденной жизни с наибольшей отдачей играют два
типа людей, которых мы назовем Брюзгой и Ничтожеством или Обывателем.
Брюзга - это человек, чаще всего обиженный на свою мать. При
внимательном исследовании выясняется, что он обижен на нее с раннего
детства. Наверное, у него есть вполне основательные "детские" причины для
обиды, например, возможно, в его раннем детском возрасте мать заболела и
долго лежала в больнице, как бы предав его в критический период. А может
быть, он не был счастлив из-за того, что она родила слишком много братьев и
сестер? Иногда "предательство" выглядит более злонамеренным, например мать
отправляет ребенка на ферму к своим родителям, чтобы вторично выйти замуж.
А ребенок с тех пор остается обиженным на весь мир. Будучи взрослым, этот
человек не любит женщин, хотя может быть донжуаном. Поскольку с детских лет
он дуется вполне намеренно, то свое решение может отменить в любой момент
(именно так и поступают дети, когда подходит время обеда). И взрослый
(Брюзга), и маленький мальчик отменяют решение дуться на одних и тех же
условиях: он должен иметь возможность не уронить своего достоинства и ему
"обязаны" предложить что-то стоящее взамен его привилегии быть обиженным.
Иногда, отказавшись от роли обиженного, пациент может прервать, например,
игру "Психиатрия", которая в противном случае может тянуться годами. Для
этого необходимо тщательно подготовить пациента, найти умелый подход к нему
и выбрать подходящий момент. Бестактность и запугивание со стороны
психотерапевта будут иметь такой же эффект, как в случае с надувшимся
ребенком. В конце концов пациент "отомстит" психотерапевту за его
неправильное обращение с ним точно так же, как ребенок может затаить обиду
на своих бестактных родителей.
С Брюзгой женского пола ситуация обычно такая же, если она злится на
своего отца. Но при этом надо учитывать, что ее игра "Калека" ("Что вы
хотите от женщины, у которой был такой отец?") требует от мужчины-
психотерапевта большого такта и дипломатичности. Иначе он рискует оказаться
в положении отца этой женщины, то есть быть отнесенным к тому же классу
людей, куда попадают все мужчины, похожие на отца.
Думаю, в каждом из нас есть частица от игрока Ничтожества. Поэтому
цель анализа - свести эту игру до минимума. Ничтожество - это человек,
сверхчувствительный к Родительскому влиянию. Поэтому его Родитель скорее
всего будет в критические моменты вмешиваться и в его Взрослое состояние, и
в спонтанное поведение Ребенка, что вызывает у этого человека неуместное
или бестактное поведение. В экстремальных ситуациях Ничтожество сливается с
Подхалимом, Позером и Прилипалой. Не следует смешивать Ничтожество с
выбитым из колеи шизофреником, у которого не функционирует Родитель и едва
функционирует Взрослый, поэтому ему приходится справляться с миром с
позиции приведенного в замешательство Ребенка. Интересно, что в нашем
повседневном языке слово "ничтожество" применяют, как правило, для
характеристики мужчин, а иногда и мужеподобных женщин. В Ханже Обывателя
еще больше, чем в Ничтожестве. Слово "ханжа" обычно употребляется по
отношению к женщине, но иногда его употребляют применительно к мужчинам с
несколько женскими особенностями поведения.
ИЛЛЮСТРАЦИЯ
Рассмотрим следующий диалог между пациенткой (П) и врачом-
психотерапевтом (В):
П. Я начала новую жизнь - теперь буду всегда приходить вовремя.
В. Попробую не подвести вас.
П. А мне все равно, что *вы* будете делать. Я собираюсь начать ради
себя самой. Угадайте, что я получила по истории.
В. Четыре с плюсом.
П. Откуда вы знаете?
В. Потому что вы боитесь получить пятерку.
П. Да, я написала на пятерку, но потом перечитала работу, вычеркнула
три правильных ответа и вместо них вписала неправильные.
В. Мне нравится наш разговор. В нем совсем нет Ничтожества.
П. Вчера вечером я как раз думала, какой у меня прогресс. По-моему, во
мне сейчас Ничтожества не больше 17 процентов.
В. Ну, сейчас Ничтожество в вас на нуле, так что в следующий раз вы
можете позволить себе 34 процента.
П. Это все началось полгода назад: я посмотрела на свой кофейник и
вдруг впервые действительно увидела его. А теперь я слышу пение птиц, а
когда смотрю на людей, то их вижу! И самое замечательное, что я сама стала
настоящей. И не только вообще, я и сейчас, в эту минуту, тоже настоящая. На
днях я ходила по музею, смотрела картины. Ко мне подошел молодой человек и
сказал: "Какой замечательный Гоген, правда?" Я ответила: "Вы мне тоже
нравитесь". После музея мы вместе зашли перекусить, и он оказался очень
славным парнем.
Этот диалог представляет собой свободный от игр и от присутствия
Ничтожества разговор между двумя независимыми Взрослыми, и нам х
|
|