|
представлять
собой вариант "Растяпы", причем ущерб наносится скорее не импульсивно, а в
процессе оказания помощи. Здесь клиент заменяется жертвой, которая,
возможно, играет в игру "Ну почему такое случается именно со мной?" или в
один из ее вариантов.
*Антитезис*. В распоряжении профессионала имеются несколько способов
справиться с приглашением поиграть в эту игру. Выбор способа будет зависеть
от его взаимоотношений с пациентом, особенно от того, какой установки
придерживается Ребенок пациента.
1. Наиболее радикальным и самым труднопереносимым для пациента
является классический психоаналитический антитезис. Приглашение пациента
поиграть в эту игру совершенно игнорируется. Он предпринимает все новые
попытки. В конце концов он впадает в отчаяние, что проявляется в злости или
депрессии, а это уже верный признак тою, что игра сорвалась. Подобная
ситуация может привести к полезному столкновению.
2. При первом же приглашении к игре _можно_ предпринять более мягкую
(но по возможности не чопорную) попытку дать отпор пациенту. Психотерапевт
заявляет, что для своего пациента он всего лишь врач.
3. Еще более мягкая процедура состоит в том, чтобы ввести пациента в
психотерапевтическую группу и дать возможность другим пациентам
урегулировать ситуацию.
4. Если пациент находится в очень возбужденном состоянии, то на
начальной стадии, возможно, придется ему подыграть. Его лечением должен
заниматься психиатр, который, будучи специалистом с медицинским
образованием, может прописать не только лекарства, но и гигиенические
процедуры, все еще весьма полезные при лечении таких случаев даже в наш век
транквилизаторов. Если врач прописывает пациенту определенный гигиенический
режим, который может включать ванны, упражнения, периоды отдыха и
регулярное питание, то пациент может, во-первых, выполнять режим и
чувствовать себя лучше; во-вторых, скрупулезно придерживаться всех указаний
и жаловаться, что они ему не помогают; в-третьих, небрежно замечать, что
забыл об указаниях врача и прекратил следовать режиму, потому что от всего
этого нет никакого прока. В двух последних случаях психотерапевту предстоит
решить: можно ли применять к пациенту анализ игр или же следует назначить
какое-то другое лечение, которое подготовит его к последующему
психотерапевтическому курсу. Прежде чем избрать дальнейшую стратегию,
следует оценить взаимосвязь между адекватностью рекомендованного режима и
склонностью пациента к играм.
Пациент, с другой стороны, может использовать следующий антитезис: "Не
давайте советов, как мне помочь самому себе; я вам сам скажу, что надо
делать, чтобы помочь мне". Если известно, что психотерапевт - Растяпа, то
пациенту следует прибегнуть к следующего антитезису: "Не помогайте мне,
помогите кому-нибудь другому". Однако заядлые игроки в "Я всего лишь
пытаюсь помочь вам", как правило, не обладают чувством юмора. Антитезисные
ходы пациента обычно вызывают неприязненную реакцию и могут привести к
тому, что пациент наживет себе в лице психотерапевта врага. В повседневной
жизни также не следует предпринимать подобные шаги, если только человек не
намерен довести ситуацию до конца и готов нести ответственность за
последствия. Например, презрительный отказ воспользоваться предложением
родственника "достать что-то по дешевой цене" может повлечь за собой
серьезные осложнения в семейной жизни.
_Анализ_
*Тезис*: "Никто никогда не слушает моих советов".
*Цель*: избавление от чувства вины.
*Роли*: Помощник, Клиент.
*Иллюстрации*: 1) дети учатся, родитель вмешивается в этот процесс; 2)
работник службы помощи и клиент.
*Социальная* *парадигма*: Родитель - Ребенок; Ребенок: "Что мне теперь
делать?"; Родитель: "Делай вот что...".
*Психологическая* *парадигма*: Родитель - Ребенок; Родитель: "Видишь,
насколько я компетентен"; Ребенок: "Я сделаю так, что ты почувствуешь себя
некомпетентным".
*Ходы*: 1) запрашиваются указания - указания даются; 2) указания не
соблюдаются или перепутаны - порицание; 3) демонстрация ошибочности
указаний - неявное извинение.
"*Вознаграждения*": 1) внутреннее психологическое - мученичество; 2)
внешнее психологическое - помогает не замечать собственной
некомпетентности; 3) внутреннее социальное - "Родительский комитет"
проецирующего типа; неблагодарность; 4) внешнее социальное - "Психиатрия"
проецирующего типа; 5) биологическое - упреки от клиента, "поглаживание" от
начальства; 6) экзистенциальное - "Все люди неблагодарные".
3. "Неимущий".
*Тезис*. Лучше всего тезис этой игры, на наш взгляд, описал Генри
Миллер [Миллер Генри (р. 1891) - американский писатель, автор трилогии о
любви, в основу которой положены мемуарные исповеди, для которых характерна
самообнаженность.] в своей книге "Колосс Марусси":
"Это событие, должно быть, произошло в тот самый год, когда я искал
работу, не имея ни малейшего намерения найти ее. Оно напомнило мне о том,
что, каким бы отчаянным ни казалось мне мое положение, я не давал себе
труда даже просматривать объявления в газетах".
"Неимущий" - это одна из дополнительных игр к "Я всего лишь пытаюсь
помочь вам" (ЯППВ) в той форме, в какой у нас играют консультанты служб
помощи, зарабатывающие этим себе на жизнь. Столь же профессионально в игру
"Неимущий" играют их клиенты, для которых она тоже способ заработать на
жизнь. Автор знаком с этой игрой довольно мало, но ниже приводится ее
описание данное одной из ее наиболее квалифицированных учениц и
иллюстрирующе
|
|