Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Эрик Берн - Игры, в которые играют люди
<<-[Весь Текст]
Страница: из 64
 <<-
 
ков
отвергаются,  совершенно очевидно, что игра преследовала  какие-то  скрытые
цели.  Мы считаем, что в ПБВДН играют не для того, чтобы получить ответ  на
свой  вопрос  (то  есть  игра не состоит в поиске Взрослым  информации  или
решения  проблемы), а для того, чтобы внушить уверенность своему  состоянию
Ребенка  и  доставить  ему  удовольствие. Дословная  запись  диалога  может
создать  впечатление, что разговор ведется между Взрослыми, но внимательные
наблюдения  помогают  увидеть, что Уайт (супруга)  предстает  в  этой  игре
Ребенком,  неспособным  справиться с ситуацией, в то  время  как  остальные
участники превращаются в мудрых Родителей, готовых поделиться своим  опытом
ради ее блага.
     Этот  процесс  проиллюстрирован на схеме 8. Игра  может  продолжаться,
поскольку  на  социальном уровне и стимул, и реакция идут  от  Взрослого  к
Взрослому.  Они  дополнительны  и на психологическом  уровне,  где  стимул,
идущий  от  Родителя к Ребенку ("Почему бы вам не ...")  вызывает  реакцию,
идущую  от  Ребенка к Родителю ("Да, но"). Как правило,  для  обеих  сторон
трансакции   на   психологическом  уровне  являются  бессознательными,   но
внимательный  наблюдатель может заметить, например, по  изменившейся  позе,
голосу, тонусу, произносимым словам о происшедшем сдвиге в состоянии Я  (со
Взрослого  на  "несправляющегося" Ребенка - в случае миссис  Уайт  -  и  со
Взрослого на "мудрого" Родителя - у других участников). Чтобы лучше  понять
скрытый смысл этой игры полезно проанализировать следующий пример.

                   ЗДДДДДДДДДcПсихологичес.ЗДДДДДДДДДc
                   ’         ’ ЗДДДСтДДДДДДДДД
                   ’    P    ’ ’           ’    P
                   ’         ’ ’         ЗДДД>
                   ЦДДДДДДДДДЋ ’
                   ’       <МММММММСтМММММММММ
                   ’    B    ’ ’Социальн.’ ’    B
                   ’       ММММММММРкММММММММ>
                   ЦДДДДДДДДДЋ ’
                   ’       <ДДДЫ         ’ ’
                   ’    Pe   ’           ’ ’    Pe
                   ’       ДДДДДДДДРкДДДДЫ ’
                   ЮДДДДДДДДДЫ             ЮДДДДДДДДДЫ
                      Уайт                    Другие
                   "Да, но..."         "Почему бы вам не..."

                  Схема 8. "Почему бы вам не... - Да, но"

     _Психотерапевт_: А кто-нибудь предложил решение проблемы, которое  вам
до этого не приходило в голову?
     _Уайт_  (_супруга_): Нет, никто. Честно говоря,  я  уже  перепробовала
почти  все,  что  они  предложили. Я купила мужу  инструменты,  и  он  взял
несколько уроков у плотника.
     Последнее  замечание  миссис Уайт делает очевидными  две  причины,  по
которым ее разговор с собеседниками не следует принимать за чистую  монету.
Во-первых, в большинстве случаев Уайт не глупее остальных членов  компании,
и  очень  маловероятно,  что кто-нибудь из них  может  предложить  решение,
которое  раньше не приходило ей в голову. Если же кому-то удается придумать
действительно  оригинальное решение, миссис Уайт, если  она  ведет  честную
игру, примет его с благодарностью.
     Иными словами, ее "несправляющийся" Ребенок уступит, если у кого-то из
присутствующих   возникнет  достаточно  остроумная  идея,   которая   будет
стимулировать  ее  Взрослого. Однако заядлые игроки  в  ПБВДН,  такие,  как
миссис  Уайт,  редко  играют  честно. С  другой  стороны,  слишком  большая
готовность принять чужое предложение наводит на мысль, не скрывается ли  за
ПБВДН другая игра - "Дурочка".
     Приведенный   пример   особенно  нагляден,  поскольку   он   отчетливо
иллюстрирует  второе  утверждение даже если  миссис  Уайт  уже  испробовала
некоторые решения, она все равно будет возражать против них. Следовательно,
цель  игры  состоит не в том, чтобы выслушать предложения, а в  том,  чтобы
отвергнуть их.
     При  соответствующих обстоятетьствах эту игру может играть едва ли  не
каждый, так как она хорошо структурирует время. Но тщательные наблюдение за
людьми,   которые  особенно  предрасположены  к  этой  игре,   обнаруживали
некоторые интересные закономерности. Во-первых, они с одинаковой  легкостью
могут играть как на той, так и на другой стороне. Способность переключаться
на  другие  роли  вообще  характерна для  Игр.  Игроки  могут  по  привычке
предпочитать одну роль другой, но они могут поменяться местами и совсем  не
возражают взять на себя любую роль в той же самой игре, если это по  какой-
то  причине  желательно (например, превращение Пьяницы в Спасителя  в  игре
"Алкоголика.)
     Во-вторых, наблюдения показали, что человек, охотно играющий в  ПБВДН,
чаще  всего  принадлежит  к типу людей, которые  в  конечном  счете  просят
психотерапевта применить к ним какое-либо лечение. Во время игры их цель  -
показать, что никто не может предложить им приемлемого решения проблемы, то
есть   что   они  никогда  не  капитулируют.  Но,  вступая  в   контакт   с
психотерапевтом,  они  требуют  применить  к  ним  приемы,  которые   могут
способствовать  полной  их  капитуляции, например  гипноз.  Таким  образом,
становится  ясно,  что  игра ПБВДН представляет собой 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 64
 <<-