Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Эрик Берн - Игры, в которые играют люди
<<-[Весь Текст]
Страница: из 64
 <<-
 
рогая".

                                 1. "Тупик"
     *Тезис*.  Эта  игра  в большей степени, чем другие игры,  подчеркивает
манипулятивный характер игр вообще и их функцию барьера на пути к близости.
Как  это ни парадоксально, она состоит в изворотливом отказе играть в игру,
предложенную другим супругом.
     1.   Миссис   Уайт  предлагает  мужу  сходить  в  кино.  Мистер   Уайт
соглашается.
     2.  _Первый_  _вариант_. Миссис Уайт, собираясь в кино,  "ненамеренно"
допускает промах. В разговоре она совершенно естественно упоминает, что дом
давно  пора  заново покрасить. Это недешево, а мистер Уайт  совсем  недавно
говорил ей, что с деньгами у них сейчас туго. Он просил ее не приставать  к
нему  с  непредвиденными  расходами по крайней мере  до  начала  следующего
месяца.  Момент  для  обсуждения вопроса о покраске дома  был  выбран  явно
неудачно, и Уайт грубо отвечает жене.
     _Второй_ _вариант_. Уайт, собираясь в кино, заводит разговор  в  таком
тоне,  что миссис Уайт становится трудно удержаться от соблазна,  чтобы  не
сказать  о  необходимости покрасить дом. Как и в  предыдущем  случае,  Уайт
грубо отвечает жене.
     3.  Миссис Уайт обижена; она говорит мужу о том, что у него  очередной
приступ дурного настроения, поэтому она с ним в кино не пойдет: пусть лучше
идет один. Он заявляет, что так и сделает.
     4.  Уайт  идет в кино (или гулять с детьми), оставив миссис Уайт  дома
лелеять свои оскорбленные чувства.
     Скрытые механизмы этой игры могут быть следующими:
     А. Миссис Уайт прекрасно знает из прошлого, что досаду мужа не следует
принимать  всерьез. По-настоящему он хочет, чтобы жена  показала,  как  она
ценит  его  тяжкий  труд  на благо семьи. И тогда они,  вполне  счастливые,
смогут  вместе  пойти в кино. Но жена отказывается подыгрывать  ему,  и  он
чувствует, что его предали. Он уходит, полный обиды и разочарования, а  она
остается   дома   с   оскорбленным   видом,   но   втайне   чувствуя   себя
победительницей.
     Б.  Уайт прекрасно знает из прошлого опыта, что обиду жены не  следует
принимать  всерьез.  По-настоящему она хочет,  чтобы  муж  приласкал  ее  и
попросил не обижаться. И тогда они, вполне счастливые, смогут вместе  пойти
в  кино. Но он отказывается подыгрывать ей, хотя и чувствует, что поступает
нечестно.   Он   знает:  она  хочет,  чтобы  ее  ласково  уговаривали,   но
притворяется, что не понимает этого. Он уходит из дому охотно,  с  чувством
облегчения,  но при этом выглядит оскорбленным. Жена остается дома,  полная
обиды и разочарования.
     С  точки зрения неискушенного наблюдателя, позиция победителя в каждом
случае безупречна; он (или она) просто поняли партнера буквально. В  случае
Б,  когда Уайт принимает отказ жены идти с ним в кино за чистую монету, это
особенно  очевидно. Они оба знают, что это неправда, но,  как  только  жена
произнесла эти слова, она сразу оказалась в тупике.
     Наиболее  очевидное  "вознаграждение" - внешнее  психологическое.  Для
обоих  супругов кино может быть источником сексуальной стимуляции. Они  оба
ждут после возвращения из кино интимных отношений. Поэтому тот из супругов,
кто стремится избежать сексуальной близости, начинает ходом из первого  или
второго  варианта  игры.  Это один из наиболее невыносимых  вариантов  игры
"Скандал".
     Конечно,  "оскорбленная" сторона, находясь в  состоянии  справедливого
гнева,  вполне оправданно не хочет заниматься любовью, и загнанный в  тупик
супруг (супруга) окажется в сложном положении.
     *Антитезис*.  Для  миссис  Уайт  он весьма  прост.  Все,  что  от  нее
требуется,  - это передумать, взять мужа под руку и, улыбаясь,  отправиться
вместе  с  ним (переход из состояния Я Ребенка в состояние Я Взрослого).  У
мистера  Уайта  теперь положение более затруднительное, так как  инициатива
перешла  к  жене.  Но, оценив всю ситуацию целиком, он, возможно,  будет  в
состоянии  уговорить  жену  пойти вместе с  ним  в  кино,  либо  он  сумеет
успокоить ее, как надувшегося Ребенка, либо, что еще лучше, как Взрослого.
     В  несколько  ином  виде "Тупик" является семейной  игрой,  в  которой
участвуют  и  дети.  В этой игре в тупик загоняют ребенка:  что  бы  он  ни
сделал,   все  оказывается  плохо.  Г.  Бейтсон  [Г.  Бейтсон  -  известный
современный  американский психолог и психиатр.] и его школа  полагают,  что
это  состояние  может  стать важным этиологическим  фактором  возникновения
шизофрении.  В терминах нашей теории шизофрения может быть тем антитезисом,
который  ребенок  противопоставляет игре  "Тупик".  Опыт  лечения  взрослых
шизофреников  с  помощью анализа игр подтверждает это предположение.  Когда
соответственно  подготовленному  пациенту помогают  анализировать  семейную
форму  игры  "Тупик"  и  показывают, что к  шизофреническому  поведению  он
прибегает с целью противостоять игре, то у больного наступает частичная или
полная ремиссия.
     Наиболее  обычная формы игры "Тупик", в которую играют всей  семьей  и
которая  наверняка оказывает влияние на формирование характера детей,  чаще
всего  встречается тогда, когда отец или мать принадлежит к типу Родителей,
всюду  сующих свой нос. Возможна ситуация "двойного нажима":  мальчика  или
девочку  просят  как  можно  больше помогать по  дому,  но,  когда  ребенок
действительно  начинает  принимать  актив
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 64
 <<-