Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Эрик Берн - Игры, в которые играют люди
<<-[Весь Текст]
Страница: из 64
 <<-
 
щей книги.]:
     1. Число игроков: игры для двоих участников ("Фригидная женщина"), для
троих   участников   ("А  ну-ка,  подеритесь"),  для   пятерых   участников
("Алкоголик"), для многих игроков ("Почему бы вам не... - Да, но").
     2.  Используемый  материал: слова ("Психиатрия"), деньги  ("Должник"),
части тела ("Мне необходима операция").
     3. Клинические типы: истерический ("Динамо"), с синдромом навязчивости
("Гость-растяпа"),  параноидальный ("Ну почему такое  случается  именно  со
мной?"), депрессивный ("Опять я за старое!"). "
     4.  Психодинамические  характеристики: контрфобические  ("Если  бы  не
ты"), проецирующие ("Родигельский комитет"), интроецирующие ("Психиатрия").
     5. Классификация по инстинктивным влечениям: мазохистские ("Если бы не
ты"), садистские ("Гость-растяпа"), фетишистские ("Фригидный мужчина").
     Кроме  классификации по числу участников, можно  рассмотреть  еще  три
количественные характеристики.
     1. Гибкость. В некоторые игры (например, "Должник" или "Мне необходима
операция") можно играть, используя только один материал; другие игры в этом
смысле более гибки.
     2.  Цепкость. Одни люди легко отказываются от своих игр, другие  более
упорны.
     3.  Интенсивность.  Одни  люди играют с  прохладцей,  другие  -  более
напряженно   и  агрессивно.  Соответственно  игры  называются   легкими   и
серьезными.
     В  зависимости от трех последних характеристик игры подразделяются  на
тихие  и  буйные.  У  психически неуравновешенных людей  игры  могут  иметь
несколько стадий. Параноидальный шизофреник на первой стадии может начать с
гибкой,  легкой разновидности "Подумайте, какой ужас!" (причем будет  готов
бросить ее в любую минуту) и постепенно дойти на третьей стадии до  жесткой
и  цепкой игры в полную силу. Различаются следующие степени игры:  а)  игра
первой  степени  -  социально приемлемая в данном  кругу;  б)  игра  второй
степени  -  такая  игра  не  грозит  непоправимым  ущербом,  однако  игроки
предпочитают скрывать ее от посторонних; в) игра третьей степени ведется до
последней  "точки" и может закончиться в операционной, в зале  суда  или  в
морге.
     Кроме того, игры можно классифицировать на основе ряда других факторов
(мы  перечисляли  их при анализе ЕНТ): цели игры, роли, наиболее  очевидные
"вознаграждения".   Мы   пользуемся   классификацией   на   основе   только
социологических факторов. Именно на нее мы и будем опираться в  последующих
разделах.

                                Часть вторая
                                Тезаурус игр
[Тезаурус (гр. Thesauras - запас) - полный систематизированный набор
терминов в какой-либо области знаний.]

ВВЕДЕНИЕ
     Мы  предлагаем читателю коллекцию игр, которая продолжает пополняться.
Иногда,  тщательно  изучив  какой-то конкретный пример,  который  показался
вариантом  уже известной игры, мы приходим к выводу, что это  совсем  новая
игра.  Иногда,  напротив, игра, показавшаяся нам  новой,  оказывается  лишь
вариантом старой. *По* мере накопления информации мы вносим изменения  и  в
методы анализа.
     Некоторые  игры  обсуждаются и подробно анализируются.  Другие,  менее
распространенные  или требующие дальнейшего изучения,  мы  лишь  упоминаем.
Водящий  обычно  называется Уайт, а его партнер  -  Блэк  [От  англ.  White
(белый) и Black (черный).].
     Игры разбиты на группы в соответствии с ситуациями, в которых они чаще
всего встречаются, например "Игры на всю жизнь", "Супружеские игры",  "Игры
в  компаниях, на вечеринках", "Сексуальные игры" и "Игры преступного мира".
Затем  следует  раздел специально для профессионалов:  "Игры  на  приеме  у
психотерапевта" - и, наконец, несколько "Хороших игр".

                                Обозначения
     При анализе игр будут использованы следующие обозначения.
     *Название*. Если игра имеет длинное название, мы будем употреблять его
аббревиатуру.  При  устном  обсуждении лучше использовать  полное  название
игры.
     *Тезис*. Мы пытаемся сформулировать его как можно более убедительно.
     *Цель*.  Автор  пытается,  исходя из своего  опыта,  сделать  наиболее
значимый и осмысленный выбор из возможных целей.
     *Роли*.  Вначале дается роль Водящего, с чьей точки зрения обсуждается
вся игра.
     *Иллюстрации*: 1) мы приводим пример игры в том виде, в  каком  в  нее
играют в детстве, причем стараемся найти такой ее прототип, который был  бы
максимально легко узнаваем; 2) дается пример из взрослой жизни.
     *Парадигма*.   По   возможности   кратчайшим   способом    описываются
критические трансакции на социальном и психологическом уровнях.
     *Ходы*.   Описывают  минимальное  встречающееся  на   практике   число
трансакционных  стимулов и реакций. В различных ситуациях  эти  ходы  могут
дополняться,   перемежаться   с   необязательными   или   "украшаться"   до
бесконечности.
     "*Вознаграждения*": 1) внутреннее психологическое -  делается  попытка
установить,   каким   образом  игра  увеличивает   внутреннюю   психическую
стабильность;  2)  внешнее психологическое - мы пытаемся установить,  каких
тревожных  сит
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 64
 <<-