Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Эрик Берн - Игры, в которые играют люди
<<-[Весь Текст]
Страница: из 64
 <<-
 
стоит  в
поиске   маленького  Профессора  внутри  каждого  участника.   Причем   все
присутствующие  обычно как зачарованные слушают рассказ о его  младенческих
(в  возрасте от двух до восьми лет) авантюрах, состоящих в изобретении игр.
И  если  эти  игры  не кончались трагически, то умело рассказанные  истории
вызывают у слушателей восторг, а часто и бурное веселье.
     Иногда  и  сам пациент не может скрыть вполне оправданного  восхищения
своей  ловкостью. И если он достиг этого этапа, то, значит,  есть  надежда,
что   человек   вскоре   будет  в  состоянии  отказаться   от   злополучных
поведенческих схем, без которых жизнь его станет гораздо лучше.  Именно  по
этой  причине,  давая  формальное описание той или  иной  игры,  мы  всегда
стремимся рассмотреть ее младенческий или детский прототип.

                              4. Функции игры
     Повседневная   жизнь   предоставляет  очень  мало   возможностей   для
человеческой   близости.  Кроме  того,  многие  формы  близости   (особенно
интенсивной)  для большинства людей психологически неприемлемы.  Поэтому  в
социальной жизни весьма значительную часть составляют игры. Вопрос только в
том,  играет  ли  человек именно в те игры, которые  для  него  максимально
благоприятны?
     Существенная   особенность  игры  -  это  ее   кульминация,   выигрыш.
Предварительные ходы делаются именно для того, чтобы подготовить  ситуацию,
обеспечивающую выигрыш, однако при этом ходы планируются с таким  расчетом,
чтобы  каждый  следующий шаг в качестве побочного  продукта  тоже  приносил
максимально возможное удовлетворение.
     Например,   в  игре  "Гость-растяпа"  (неуклюжая  выходка,   а   потом
извинение) выигрыш, равно как и цель игры, состоит в том, чтобы извинениями
вынудить  партнера  простить Растяпу. Пролитый кофе или мебель,  прожженная
сигаретой,  будут лишь ступеньками, ведущими к этой цели, но  и  каждый  из
этих  проступков сам по себе приносит удовлетворение игроку. Тем  не  менее
переживание,  полученное  от пролитого кофе,  не  делает  это  происшествие
игрой.  Решающим стимулом, ведущим к развязке, будет извинение. В противном
случае это всего лишь деструктивная процедура, проступок, хотя и он  вполне
может приносить некоторое удовлетворение.
     То  же  самое можно наблюдать в игре "Алкоголик": каковы  бы  ни  были
психологические  корни пьянства (если таковые вообще имеются),  в  терминах
анализа  игры выпивка - это просто ход в игре с окружающими. Выпивка  может
доставлять  удовольствие  и сама по себе, но  суть  игры  не  в  этом,  что
прекрасно показывает вариант игры - "Непьющий алкоголик"; она происходит по
тем же правилам и приводит к тому же выигрышу, что и основной вариант игры,
но без всяких бутылок.
     Одна  из  функций  игр - удовлетворительное структурирование  времени;
кроме   того,  многие  игры  совершенно  необходимы  некоторым  людям   для
поддержания  душевного здоровья. У этих людей психическое равновесие  столь
неустойчиво,  а  жизненные  позиции  столь  шатки,  что  стоит  лишить   их
возможности  играть,  как  они впадут в безысходное  отчаяние.  Иногда  это
состояние  может  даже  послужить  причиной  психоза.  Такие  люди  яростно
сопротивляются  любым  попыткам проведения  антитезиса.  Подобные  ситуации
можно  часто  наблюдать  в  супружеских взаимоотношениях,  когда  улучшение
психического состояния одного из супругов (например, отказ от деструктивных
игр)  влечет  за  собой быстрое ухудшение состояния  другого  супруга,  для
которого игры были важнейшим средством поддержания равновесия. Поэтому  при
анализе игр необходимо соблюдать известную осторожность.
     К  счастью,  свободная от игр человеческая близость, которая  по  сути
есть  и  должна быть самой совершенной формой человеческих взаимоотношений,
приносит  такое  ни  с  чем  не сравнимое удовольствие,  что  даже  люди  с
неустойчивым  равновесием  могут  вполне  безопасно  и  даже   с   радостью
отказаться  от  игр,  если  им посчастливилось  найти  партнера  для  таких
взаимоотношений.
     В  более широком плане игры являются неотъемлемой и динамичной  частью
неосознаваемого  плана жизни или сценария каждого человека;  они  заполняют
время  ожидания развязки сценария и в то же время приближают  ее.  Сценарий
должен   закончиться   чудом  или  катастрофой;  это   зависит   от   того,
конструктивен  он или деструктивен. Соответственно игры тоже подразделяются
на  конструктивные  и  деструктивные.  Говоря  обыденным  языком,  те,  чьи
сценарии  ориентированы на "счастливый приход Санта  Клауса"  скорее  всего
будут  хорошими  партнерами  в играх типа "Ах, вы  необыкновенный  человек,
мистер  Мергитройд [Персонаж многих комиксов.]". Те же, кто в  соответствии
со  своими трагическими сценариями обязательно ждет, когда "распространится
rigor mortis" [Rigor mortis (лат.) - смертное оцепенение.], будут играть  в
неприятные игры типа "Ну что, попался, негодяй!".
     Хотелось бы отметить, что разговорные выражения вроде тех, которые  мы
употребили  в  предыдущем  абзаце,  являются  неотъемлемой  принадлежностью
анализа игр. Их часто употребляют во время сеансов трансакционной терапии в
группах   и  на  семинарах.  В  дальнейшем  мы  подробнее  остановимся   на
разговорных  выражениях, поскольку их роль весьма существенна  для  анализа
игр.

                            5. Классификация игр
     Мы  уже  упоминали выше, что большинство переменных, исходя из которых
мы  анализируем игры и времяпрепровождения, могут служить  основой  для  их
систематической классификации. Некоторые более очевидные типы классификации
базируются  на  следующих  факторах [В скобках даны  названия  игр.  Анализ
многих из них приводится во второй части насто
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 64
 <<-