Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Эрик Берн - Игры, в которые играют люди
<<-[Весь Текст]
Страница: из 64
 <<-
 
тимым  уменьшением
"вознаграждения",  он впадает в отчаяние - состояние, отчасти  напоминающее
депрессию,  но  отличающееся от нее некоторыми существенными  чертами.  Это
состояние более острое и содержит элементы фрустрации и растерянности,  что
может  выражаться,  например, в приступе безутешных рыданий.  При  успешной
терапии   такая   реакция  вскоре  может  уступить  место   юмористическому
подтруниванию над собой, предполагающему Взрослое понимание: "Ну вот, опять
я за старое!"
     Следовательно, состояние отчаяния находится в ведении Взрослого, в  то
время  как  при  депрессии все полномочия принадлежат  Ребенку.  Состояние,
противоположное  депрессии,  - надежда, воодушевление  и  живой  интерес  к
окружающему.  Состояние, противоположное отчаянию, - смех. Вот  почему  так
приятен терапевтический эффект анализа игр.
     Антитезисом ЕНТ является отсутствие запретов. Игра возможна  лишь  при
условии,  что муж продолжает что-то запрещать жене. Если вместо  привычного
"Не  смей!" он вдруг ответит "Ради бога!", ее замаскированные страхи выйдут
наружу, и жена не сможет больше обвинять во всем мужа, как мы уже наблюдали
в случае с миссис Уайт. Чтобы лучше понимать природу игры, необходимо знать
ее антитезис и продемонстрировать его эффективность на практике.
     *Цель*.  Здесь констатируются общие цели игры. Иногда они представляют
собой  несколько альтернатив. Например, цель ЕНТ можно сформулировать  либо
как придание себе уверенности ("Не в том дело, что я боюсь, - просто он мне
не позволяет"), либо как самооправдание ("Дело не в том, что я не стараюсь,
-  просто он меня не пускает"). Первая функция (придание уверенности) более
очевидна  и в большей степени отвечает потребности в безопасности,  которую
испытывает жена. Поэтому наиболее распространена точка зрения, что цель ЕНТ
состоит именно в придании себе уверенности.
     *Роли*. Как мы уже говорили выше, состояние Я - это не роль, а феномен
(психический).  Поэтому  мы  должны  формально  разграничивать   их.   Игры
подразделяются  на  требующие  участия двух,  трех  и  более  игроков  -  в
зависимости от того, на сколько ролей они рассчитаны. Состояние  Я  каждого
игрока иногда соответствует его роли, а иногда нет.
     ЕНТ  рассчитана  на  двух участников, причем предполагает  роли  мужа-
тирана  и  подавляемой им жены. Жена может играть свою роль либо с  позиции
благоразумного  Взрослого ("Самое разумное, если я буду поступать,  как  он
велит"),  либо с позиции капризного Ребенка. Муж-тиран может действовать  с
позиции  Взрослого  ("Самое разумное для тебя делать, как  я  говорю")  или
соскользнуть на позицию Родителя ("Не вздумай меня не послушаться").
     *Иллюстрации*. Очень поучительно попутно изучить детские  корни  игры,
ее  прототипы,  характерные  для  раннего возраста.  Поэтому,  предпринимая
формальное   описание   игры,  желательно  найти  ее   детские   параллели.
Оказывается,  дети  играют  в ЕНТ так же часто,  как  взрослые,  и  детский
вариант  очень  похож на взрослый, с той только разницей, что  место  мужа-
тирана занимает реальный родитель.
     *Трансакционная*  *парадигма* [Парадигма  (гр.  paradeigma  -  пример,
образец)  -  система  основных  научных достижении  (теорий,  методов),  по
образцу  которых организуется исследовательская практика  ученых  в  данной
области   знаний   в   определенный  исторический  период.   Здесь   анализ
коммуникации  дан  с  точки  зрения трансакционного  анализа.].  Приводится
трансакционный   анализ   типичной  ситуации,  описывающий   социальный   и
психологический уровни той скрытой трансакции, которая обнажает суть  игры.
Наиболее  драматический вид ЕНТ приобретает на социальном уровне с  позиции
Родитель - Ребенок.
     М-р Уайт: Сиди дома и занимайся хозяйством.
     М-с Уайт: Если бы не ты, я могла бы не сидеть дома, а развлекаться.
     На  психологическом уровне (скрытый семейный договор) игра  ведется  с
позиции Ребенок - Ребенок и выглядит совсем по-другому.
     М-р  Уайт:  Ты всегда должна быть дома, когда я прихожу. Я  смертельно
боюсь, что меня бросят.
     М-с  Уайт:  Я  так  и буду вести себя, если ты поможешь  мне  избегать
пугающих меня ситуаций.
     Оба эти уровня проиллюстрированы на схеме 7.
     _Ходы_ _в_ _игре_. Ход в игре, в общем, соответствует "поглаживанию" в
ритуале.  Как  и  в любой игре, по мере накопления опыта игреки  становятся
искуснее.  Ходы, не ведущие к цели, отбрасываются, и каждый ход  становится
более  концентрированным в смысле достижения цели. Многие случаи "идеальной
дружбы"  часто  основаны  на  том, что игроки дополняют  друг  друга  очень
экономно  и к большому взаимному удовлетворению, так что их игры отличаются
максимальным    выигрышем   при   минимальной   затрате   сил.    Некоторые
промежуточные,  предварительные и предупредительные  ходы  при  этом  можно
опустить,  что  придает  взаимоотношениям  красоту  и  изящество.   Усилия,
сэкономленные  на  защитных  маневрах, можно потратить  на  "украшения",  к
восторгу обоих участников, а часто и наблюдателей.

                              Социальный
                   ЗДДДДДДДДДc  уровень  ЗДДДДДДДДДc
                   ’       ММММММСтММММў ’
                   ’    P    ’         Ё ’    P
                   ’       <МММў       Ё ’
                   ЦДДДДДДДДДЋ Ё       Ё ЦДДДДДДДДДЋ
                   ’         ’ Ё       Ё ’
                   ’    B    ’ Ё       Ё ’    B
                   ’         ’ Ё       Ё ’
                   ЦДДДДДДДДДЋ Ё       Ё ЦДДДДДДДДДЋ
                   ’         ’ Ё       ХМММ>
                   ’    Pe   ’ ХМММРкМММММММ  Pe
                   ’         ’ДДДДСтДДДД>’
              
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 64
 <<-