Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Эрик Берн - Игры, в которые играют люди
<<-[Весь Текст]
Страница: из 64
 <<-
 
 этой связи) - любимое
времяпрепровождение домохозяек, не стремящихся к эмансипации. "А мы  тогда"
(сделаем то-то) - времяпрепровождение на уровне Ребенок - Ребенок. "Что  бы
такое  отмочить" - времяпрепровождение для несовершеннолетних  преступников
или слишком весело настроенных взрослых.

ИГРЫ
                               1. Определение
     *Игрой*   мы   называем  серию  следующих  друг  за   другом   скрытых
дополнительных трансакций с четко определенным и предсказуемым исходом. Она
представляет  собой  повторяющийся  набор  порой  однообразных  трансакций,
внешне  выглядящих вполне правдоподобно, но обладающих скрытой  мотивацией;
короче  говоря, это серия ходов, содержащих ловушку, какой-то подвох.  Игры
отличаются  от  процедур, ритуалов и времяпрепровождении,  на  наш  взгляд,
двумя   основными  характеристиками:  1)  скрытыми  мотивами;  2)  наличием
выигрыша.   Процедуры   бывают  успешными,  ритуалы   -   эффективными,   а
времяпрепровождение - выгодным. Но все они по своей сути чистосердечны  (не
содержат "задней мысли"). Они могут содержать элемент соревнования,  но  не
конфликта,  а  их исход может быть неожиданным, но никогда  -  драматичным.
Игры,   напротив,   могут   быть  нечестными  и   нередко   характеризуются
драматичным, а не просто захватывающим исходом.
     Нам  необходимо  разграничить  игры с  ранее  не  обсуждавшимся  типом
социального  действия, а именно с операцией. Операцией мы называем  простую
трансакцию   или   набор  трансакций,  предпринятых  с  некоторой   заранее
сформулированной  целью. Например, если человек честно  просит,  чтобы  его
утешили, и получает утешение, то это операция. Если кто-либо просит,  чтобы
его  утешили,  и,  получив утешение, каким-то образом обращает  его  против
утешителя,  то  это  игра. Следовательно, внешне игра  выглядит  как  набор
операций.   Если   же  в  результате  игры  один  из  участников   получает
"вознаграждение", то становится ясно, что в ряде случаев  операции  следует
считать маневрами, а просьбы - неискренними, так как они были лишь ходами в
игре.
     Например,  в  игре  "Страхование", о чем бы  страховой  агент  ни  вел
разговор, если он настоящий игрок, он ищет клиента или "обрабатывает"  его.
Единственная его цель - заполучить "добычу". То же самое относится к  играм
"Недвижимое имущество" и другим подобного типа. Поэтому когда коммерсант на
званом   вечере  вместе  с  другими  гостями  участвует  в  тех  или   иных
времяпрепровождениях, например в "Доходах и расходах", то за его  дружеским
поведением  фактически  может скрываться целый ряд  умелых  маневров,  цель
которых  -  добыть  интересующую его информацию. В США  существуют  десятки
профессиональных журналов, обучающих искусству коммерческих  маневров.  Они
рассказывают  о  выдающихся  играх  и  игроках  (коммерсантах,  заключивших
исключительно удачные сделки). С точки зрения трансакционного анализа такие
издания ничем не отличаются от известных спортивных журналов.
     Однако предметом нашего исследования являются бессознательные игры,  в
которые  играют  неискушенные люди. Не отдавая  себе  в  этом  отчета,  они
порождают  в  процессе игры двойные трансакции. Именно такие игры  во  всем
мире  образуют важнейший аспект общественных взаимоотношений. Благодаря  их
динамической  природе  игры  нетрудно отличить  от  статических  установок,
являющихся чаще всего результатом жизненной позиции.
     Не следует заблуждаться относительно значения слова "игра". Как мы уже
говорили, игра совсем необязательно предполагает удовольствие или  веселье.
Например,  коммивояжеры  совсем не считают свою работу  забавной,  как  это
прекрасно показал Артур Миллер в пьесе "Смерть коммивояжера" [Миллер, Артур
(р. 1915) - американский драматург. Трагедия "Смерть коммивояжера" (1949) о
крахе  успеха  как  мечты, веры и моральной нормы "маленького  человека".].
Многие игры весьма серьезны. Так же как сегодня спортсмены всерьез играют в
футбол,  так и большинство игроков нельзя обвинить в отсутствии  серьезного
отношения к играм.
     То  же  самое  относится  и к словам "играть"  и  "игрок".  Это  могут
подтвердить  игроки  в  покер,  а также  те,  кто  долго  играл  на  бирже.
Этнографы, представители других наук знают о том, какой серьезный  характер
могут приобретать игры. Одна из самых сложных когда-либо существовавших игр
-  "Придворный",  превосходно описана Стендалем в "Пармской  обители".  Эта
игра отличалась убийственной серьезностью.
     Наиболее зловещей игрой является, конечно, война.

                              2. Типичная игра
     Проиллюстрируем  основные черты игр на примере  одной  игры,  наиболее
распространенной среди супругов, которую можно назвать "Если бы не ты".
     ...Миссис  Уайт  жаловалась  на то, что ее  муж  всегда  очень  строго
ограничивал  ее  светскую жизнь, поэтому она так и не научилась  танцевать.
После  того  как она прошла курс лечения у психотерапевта, что повлияло  на
*ее*  установку, ее муж стал чувствовать себя менее уверенно и стал  больше
ей разрешать. Миссис Уайт могла теперь расширить поле своей деятельности  и
записалась  на  уроки танцев. И вдруг она обнаружила, к своему  ужасу,  что
смертельно боится танцевать на глазах у людей, и ей пришлось отказаться  от
своей затеи.
     Это  неприятное  происшествие, так же как и целый  ряд  ему  подобных,
пролило  свет  на некоторые особенности брака миссис Уайт.  Из  всех  своих
поклонников  она  выбрала в мужья самого деспотичного  претендента.  Это  в
дальнейшем дало ей возможность сетовать на то, что она могла бы  заниматься
различными  делами,
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 64
 <<-