|
ми сидеть рядом с ним и утешать его. Отдавая ему все внимание, она
забывала о себе. Тогда-то у него и сложилось впечатление, что его будут
развлекать и утешать всегда. Когда мальчику исполнилось четыре года, сиделка
вышла замуж и уехала. Провожая ее на станцию, он горько рыдал. После этого
он сказал своей матери: "Теперь, когда моя няня уехала, в мире для меня
больше нет ничего интересного"
Мы видим, что с тех пор он не изменился, и уже будучи взрослым, он ищет
идеального человека, который бы всегда развлекал и утешал его и
интересовался бы только им одним. Проблема была не в недостатке воздуха, а в
том, что его не развлекали и не утешали непрерывно, -- естественно, не так
просто найти человека, который бы на это согласился. Он хотел всегда
управлять ситуацией, и до определенной степени болезнь помогала ему в этом
преуспеть. Так. когда он начинал задыхаться, его жена уже не хотела идти в
театр или на вечеринку. Таким образом он достигал "цели превосходства".
Сознательно этот человек всегда был правдив и порядочен, но на уме у него
было желание побеждать. Он хотел склонить свою жену к тому, что он называл
"идеалистическим" взглядом на вещи. Но мы должны подозревать, что под этой
поверхностью скрываются иные мотивы...
Мы часто видим, как у детей с плохим зрением возникает повышенный
интерес к рассматриванию, что способствует развитию этой способности.
Примером может служить великий поэт Густав Фрейтаг, страдавший
астигматизмом, что не помешало ему добиться значительных успехов. Проблемы с
глазами у поэтов и художников -- не редкость; часто, однако, это
подхлестывает их интерес. Фрейтаг сказал о себе: "По-видимому, из-за того,
что мои глаза отличались от глаз других, я вынужден был использовать и
тренировать свою фантазию. Я не знаю, помогло ли это мне стать большим
писателем, но - так или иначе -- именно моя близорукость помогла мне видеть
в своем воображении лучше, чем другие в реальности".
Если мы вспомним гениальных людей, мы увидим, что плохое зрение или
какой-то другой физический недостаток -- довольно частое явление у гениев.
Даже у богов были физические дефекты, такие как слепота на один или два
глаза, факт существования гениев, которые даже будучи полуслепыми, все же
способны различать линии, тени и цвета лучше, чем другие, показывает, что
можно сделать с больными детьми, если их проблемы правильно поняты.
Есть люди, проявляющие повышенный интерес к еде. Они постоянно
обсуждают, что они могут, а что не могут есть. Как правило, в детстве с едой
у них были связаны какие-то проблемы, это-то и пробудило у них чрезмерный
интерес к еде. Может быть, заботливая мать беспрерывно повторяла им, что
хорошо есть, а что -- плохо. Этим людям приходится много внимания уделять
лечению болезней своего желудка, и они становятся жизненно заинтересованы
своим меню на завтрак, обед и
Альфред Адлер. Наука жить
Изд. в Киеве в 1997г
OCR, spellcheck: Кирилл Кузин
1. ПРИНЦИПЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Великий философ Уильям Джеймс однажды сказал: "Только наука,
непосредственно связанная с жизнью, является настоящей наукой". По-другому
эту мысль можно выразить так: в науке, которая непосредственно связана с
жизнью, теория и практика почти неразделимы. Наука о жизни становится наукой
жить именно потому, что создает себя непосредственно в движении жизни. Все
эти соображения особенно справедливы для индивидуальной психологии.
Индивидуальная психология рассматривает жизнь человека как целостность,
относясь к каждой единичной реакции, каждому движению и импульсу, как к
проявленной части индивидуальной жизненной установки. Наша наука была
вызвана практической необходимостью, так как с помощью определенных знаний
возможно корректировать и изменять установки людей. Таким образом,
индивидуальная психология является вдвойне пророческой: она не только
предсказывает, что случится, но как пророк Иоанн, она предсказывает, что
случится, чтобы этого не случилось.
Стремление к цели
Индивидуальная психология как наука развивалась из настойчивого
стремления постичь таинственную творческую силу жизни, силу, которая
воплощается в желаний развития, борьбы, достижения, превосходства и даже
компенсации поражения в одной сфере, стремлением к успеху в другой. Эта сила
телеологическая: она проявляется в устремленности к цели, в которой все
телесные и душевные движения производятся во взаимодействии. Таким образом,
абсурдно изучать телесные движения и ментальные состояния абстрактно,
безотносительно к индивидууму как целому. Абсурден, к примеру, тот факт, что
в судебной психологии больше внимания уделяется преступлению, чем
преступ
|
|