|
тация протекает в нас постоянно. Подобно тому, как энергия тепла
превращается в энергию движения или электроэнергию и наоборот, наши эмоции и
влечения превращаются в физические действия или деятельность ума и воображения.
И наоборот, идеи возбуждают эмоции или превращаются в планы, а затем в действия.
Случаи таких трансмутаций наблюдались и отмечались многими людьми. [...] Важные
положения и примеры, касающиеся теории и практики преобразования внутренних
энергий можно найти в индийской Йоге, христианском мистицизме и аскетике,
трудах
по духовной алхимии, а некоторые моменты этого явления были освещены
психоанализом. Таким образом, мы располагаем достаточной основой для
формирования науки о психических энергиях (психодинамики), а также надежных
методик, способных производить желаемые изменения в нас самих и других людях.
Развитие недостающих или недостаточно развитых для достижения нашей цели сторон
личности. Такое развитие может осуществляться двумя путями: с помощью методов
вызывания и самовнушения или с помощью систематической тренировки неразвитых
психических функций (таких как память, воображение, воля) -- тренировки
наподобие той, что применяется, например, в области физической культуры, при
наработке технических навыков пения, игры на музыкальных инструментах и т. д.
Согласование и соподчинение (координация и субординация) различных психических
функций и энергий, создание устойчивой структуры личности. Такая структура
представляет собой любопытную и наводящую на размышления аналогию с устройством
современного государства, граждане которого входят в различные объединения,
общественные классы, профессиональные группы и т. д., и в котором есть органы
управления разного уровня, -- например, городского, областного,
республиканского.
* * *
Так в общих чертах выглядит процесс психосинтеза. Следует уточнить, однако, что
все вышеупомянутые стадии и методы тесно взаимосвязаны и прохождение их не
предполагает строгой последовательности определенных периодов или фаз. Живой
человек -- не здание, для которого сперва должен быть заложен фундамент, затем
возведены стены и, наконец, положена крыша. Выполнение широкой внутренней
программы психосинтеза можно начинать одновременно с разных точек, с разных
сторон, а разные методы и действия можно, в зависимости от обстоятельств и
внутреннего состояния, чередовать в течение более или менее продолжительных
отрезков времени.
Поначалу все это может показаться чересчур сложным, но унывать не стоит.
Безусловно, помощь компетентного психотерапевта или учителя значительно
облегчит
задачу; с другой стороны, искомого результата можно достичь и без посторонней
помощи, своими силами, путем проб и ошибок. После того как усвоены
предварительные сведения о психологических принципах и законах психосинтеза, а
также изучены различные психосинтетические методики, все остальное становится
делом практики, опыта, ума и интуиции, рост которых зависит от возникающей в
них
потребности и от постоянства прилагаемых усилий. Таким образом формируется
новая, возрожденная личность и начинается новая жизнь, настоящая жизнь, по
сравнению с которой предшествующая может показаться лишь подготовкой к жизни,
едва ли не внутриутробным периодом развития.
Если мы возьмем теперь психосинтез как целое, то увидим, что его нельзя
рассматривать ни как частную психологическую теорию, ни как конкретную
психотехническую процедуру.
Психосинтез -- это прежде всего динамическая, даже драматическая концепция
нашей
психической жизни, предстающей как непрерывное взаимодействие и борьба
множества
разных, в том числе противодействующих сил с объединяющим центром, который
постоянно пытается управлять ими, согласовывать их между собой и использовать.
Кроме того, психосинтез применяет множество методик психологического
воздействия, нацеленных в первую очередь на развитие и совершенствование
личности, а затем -- на гармонизацию ее отношений с Я и все более полное
объединение с ним. Эти две фазы можно назвать, соответственно, "личностным" и
"духовным" психосинтезом. В зависимости от области и цели применения,
психосинтез служит или может служить:
Методом психического развития и Самопостижения для тех, кто не желает
оставаться
рабом внутренних фантазмов и внешних влияний, кто не желает б
|
|