|
современная. В
настоящее время ее достижения начинают интегрироваться с достижениями западной
психологии.
"Творческое понимание" -- течение, особо подчеркивающее творческую силу
духовного понимания. Главным поборником этого направления является Герман
Кейзерлинг, который разъяснял его в своих многочисленных произведениях и в
"Школе Мудрости", долгое время работавшей в Дармштадте (Германия).
Холистический подход и психология личности. Идея такого подхода, первоначально
выдвинутая Шмутцем в его книге "Холизм и эволюция", была принята многими
американскими психологами и психиатрами, такими как Олпорт, Ангьял, Голдстейн,
Маслоу, Мерфи, Перлз, Прогофф. Взгляды указанных авторов хорошо резюмированы
Кэлвином Холлом в книге "Теории личности". Параллельно в Швейцарии развивалось
движение под названием "Врачевание личности", начало которому дал Турнье из
Женевы, а продолжили Медер, Бодуан и другие. В Германии персоналистические
позиции занял Штерн.
Межличностная и социальная психология и психиатрия, а также антропологическое
изучение человека. Это широкое движение включает в себя различные независимые
направления. Мы находим здесь Салливана с его "Межличностной теорией
психиатрии", Курта Левина, затем исследователей групповой динамики из
Мичиганского университета, исследователей человеческих взаимоотношений из
Гарвардского университета, работы П. Сорокина (также из Гарварда) об
альтруистической любви и т.д.; в Европе акцент на моральных и социальных
аспектах психиатрии делают Барук и Хаузер. Антропологический подход достаточно
полно представляет, например, Маргарет Мид.
"Активные методы" лечения и развития личности. Первоначально возникли гипноз,
внушение и самовнушение, описанные и применявшиеся представителями двух
"Нансийских школ" (Льебо, Бернгейм, Куэ) и, с большей научной строгостью,
Бодуаном; далее идет аутогенная тренировка Шульца, "пробужденный сон" Дезуаля,
рациональный подход Эллиса и Харпера, медитативный метод Хаппиха, психодрама
Морено и другие формы групповой психотерапии, например, Баха и Берне. Кроме
того, существует множество методов развития отдельных психических функций --
памяти, мышления, воображения и воли. [1]
Cхема личности
Все эти исследования и разработки дают такую массу материала, что вполне можно
попытаться внутренне согласовать его и синтезировать. Если мы соберем твердо
установленные факты, достоверные и хорошо проверенные сведения, а также
достаточно аргументированные объяснения, не обращая внимания на перегибы и
теоретические надстройки различных школ, то получим многомерную концепцию
человеческой личности; будучи далекой от совершенства и завершенности, эта
концепция представляется нам более содержательной и близкой к действительности,
чем предшествующие.
Чтобы проиллюстрировать данную концепцию, мы воспользуемся приведенной ниже
схемой. Разумеется, это схематическое и крайне упрощенное изображение,
способное
дать лишь структурное, статическое, едва ли не "анатомическое" представление о
строении нашего внутреннего мира, тогда как более важен и существенен именно
динамический его аспект. Однако здесь, как и во всякой науке, шаги должны быть
последовательными, а уточнения постепенными. Имея дело с такой пластичной и
неуловимой реальностью, как наша психическая жизнь, важно не терять из виду
главные ее направления и существующие между ними коренные различия; в противном
случае многочисленные детали могут заслонить от нас целостную картину и
помешают
осознать значение, назначение и ценность различных ее частей.
С учетом этих оговорок и ограничений карта нашего внутреннего мира выглядит
следующим образом:
Схема 1 (http://www.mylib.ru/image/book/6_4_1.gif)
Низшее бессознательное
Среднее бессознательное
Высшее бессознательное,
или сверхсознательное
Поле сознания
Сознательное "я" [2]
Высшее Я
Коллективное бессознательное
1. Низшее бессознательное
В него входят:
Простейшие формы психической деятельности, управляющие жизнью т
|
|