|
ют даже настоящие "вторые личности", которые живут, не соприкасаясь с
повседневной личностью человека, и способны подменять ее.
Вскоре после Жане к исследованию бессознательных психических процессов
обратился
венский врач Зигмунд Фрейд. Отправным пунктом для него послужил катарсический
метод Брейера -- воскрешение в сознании пациента забытой психической травмы,
вызвавшей симптомы заболевания, и высвобождение связанных с ней сильных эмоций.
Сам Брейер применял с этой целью гипноз, но Фрейд вскоре обнаружил, что того же
результата можно достичь с помощью двух собственно психоаналитических методов,
а
именно: метода свободных ассоциаций и толкования сновидений.
Фрейд показал, что различные физические симптомы и психологические нарушения
вызываются инстинктами, влечениями, фантазиями и т. д., которые скрыты в
бессознательном и удерживаются там посредством различных защитных механизмов.
Он
обнаружил также, что многие проявления нашей обыденной жизни -- сновидения,
шутки, выпадения из памяти, ошибки и оплошности в поведении -- и даже некоторые
произведения живописи и литературы обязаны своим возникновением тем же
психологическим механизмам, которые определяют патологические симптомы в случае
болезни. [...]
У Фрейда было много учеников и последователей. Некоторые из них вносили в его
учение различные дополнения и изменения, не выходя при этом за рамки
классического психоанализа; таковы Карл Абрагам, Шандор Ференци, Вильгельм
Штекель, Мелани Клейн и другие. Напротив, ряд его первых учеников и сотрудников
встал на независимые и даже враждебные позиции, создав свои собственные методы,
концепции, а иногда и школы. Наиболее известны из них Альфред Адлер, который
подчеркивал важность стремления к самоутверждению или воли к власти; Карл Юнг,
который исследовал более глубокие слои бессознательного, обнаружил там
коллективные по своей природе образы и символы, а также сделал оригинальный
вклад в классификацию и описание психологических типов; Отто Ранк, который
придавал особое значение проблеме обособления и единения, а также функции воли.
Впоследствии Карен Хорни указала на важность актуальных конфликтов и
потребности
в безопасности, а Эрих Фромм подчеркнул роль социального давления на индивида.
[...]
Если мы обратимся теперь к более широкой области, то обнаружим, что
значительный
вклад в дело познания и совершенствования природы человека внесли и менее
известные для неспециалистов отрасли медицины и психологии, а также независимые
культурные движения. К их числу относятся:
Психосоматическая медицина, которая бурно развивалась в последние годы и
показала, что любые заболевания, включая многие болезни органического характера,
в большой мере обусловлены влиянием психологических факторов.
Психология религии, которая изучает различные проявления религиозного сознания
и
мистических состояний. В этой области работает много исследователей; здесь
можно
упомянуть Вильяма Джемса с его классической книгой "Многообразие религиозного
опыта", Андерхил, Хейлера, У. Холла и других. В последнее время появился ряд
книг, в которых обсуждается связь между психологией и религией.
Исследования сверхсознательного (и его проявлений типа интуиции и озарения),
гениальности, творческой деятельности, а также высокоодаренных детей. Тут мы
находим "Космическое сознание" Бака, работы Успенского, У.Холла, Урбана, Маслоу,
Термана и других, а также группу ученых, объединенных в Ассоциацию изучения
одаренных детей.
"Психические исследования" или парапсихология, начало которой положили
классические исследования "подпорогового я" Майерса и которая получила
дальнейшее свое развитие в трудах таких серьезных ученых, как Джемс, Лодж, Рише,
Джили, Ости, Раин и другие. Они засвидетельствовали существование
сверхнормальных психофизических способностей: внечувственного восприятия,
ясновидения, телепатии и телекинеза. Было собрано также много материалов о
жизни
после смерти.
Восточная психология (особенно индийская), как древняя, так
|
|