|
ших влечений. Кроме того, были забыты или
проигнорированы
многие важные психические функции и явления: интуиция, творчество, воля и самое
сердце психики человека -- его Я.
Не так давно эти ограничения были осознаны рядом исследователей, которые дали
начало "здоровой реакции" на патопсихологию. Внимание было обращено к
пренебрегавшимся ранее движущим силам не только нормальных, но и более
высокоразвитых людей -- "самоактуализировавшихся", проявивших себя индивидов,
как их удачно назвали Голдстейн и Маслоу. На важную роль нравственного начала и
религиозных стремлений человека указали Олпорт, Ангьял, Барук, Карузо, Франкл,
Фромм, Юнг, Маслоу, Мэй, Прогофф, Ранк, Сорокин, Урбан и другие; в последнее
время это течение было наименовано "орто-психологией" (термин предложен Маслоу
[6]) и "орто-генезом" (термин предложен Ферье из Швейцарии). Новое направление
психологии усматривает свою задачу в том, чтобы направить психологические
исследования по верному пути, и, судя по всему, уже на начальном этапе своего
становления оно сделает ценный вклад в познание человеческой природы в целом и
раскрытие ее высших, созидательных возможностей.
Мы полагаем все же, что некоторая осмотрительность не помешает и в данном
случае, ибо любым реакциям свойственна тенденция впадать в противоположную
крайность, и признаки такого перехлеста в этой области уже заметны. Некоторые
представители нового течения склонны возвращаться к старой,
"допатопсихологической" концепции человека как цельной личности, -- что, к
сожалению, далеко не соответствует действительности. Они справедливо указывают,
что стремление к внутренней интеграции относится к числу фундаментальных
мотиваций нормальной человеческой личности: но этот факт не имеет ничего общего
с иллюзорным представлением о том, что личность уже является органичной и
гармонично функционирующей целостностью.
Непредвзятое наблюдение потока действительно психической жизни -- как своей
собственной, так и других людей -- ясно показывает, что в ней присутствуют
разные, в том числе противоположные тенденции, составляющие иногда ядра
полунезависимых субличностей. Психоанализ, -- равно как и литературные образы,
созданные великими писателями, которые были хорошими психологами-интуитивистами,
-- подчеркнуто выделяет эти основные внутренние конфликты, свойственные природе
человека.
Тот факт, что различные влечения и психические функции человека взаимосвязаны и
взаимодействуют друг с другом, не означает, что они, подобно физиологическим
функциям здорового тела, интегрированы в гармонично функционирующий организм.
Конфликт -- это ведь тоже взаимосвязь; и две воюющие армии конечно же сильно
взаимодействуют друг с другом.
Амбивалентность, двойственность отношения -- один из наиболее распространенных
внутренних конфликтов, которым объясняются многие странные и противоречивые
поступки человека. Другой основной конфликт возникает между инертностью, ленью,
охранительной тенденцией, стремлением к безопасности (которое выражается в
конформности), с одной стороны, и стремлением к росту, самоутверждению, риску
--
с другой. Еще одним источником конфликта служит пробуждение новых влечений или
потребностей, которые входят в противоречие со старыми: это происходит главным
образом в двух случаях: во-первых, во время пробуждения новых потребностей в
подростковом возрасте и, во-вторых, во время пробуждения религиозных
устремлений
и новых духовных интересов, особенно в среднем возрасте. Конфликтам последнего
типа и посвящена, в основном, настоящая глава.
Итак, оказывается, что "органическое единство" -- это цель человека, а не
наличное его состояние; это цель, которую он может перед собой поставить, к
которой он может приближаться и которую он может однажды достигнуть. В особо
благоприятных случаях обретение внутреннего единства является плодом стихийного
роста и созревания, в остальных же случаях -- заслуженной наградой, получаемой
благодаря работе над собой, воспитанию или лечению с применением специальных
методик, которые облегчают и ускоряют процесс самореализации. В последующем
нашем изложении мы попробуем описать разные стадии этого процесса и указать на
те психические расстройства, которыми он нередко -- хотя и не всегда --
сопровождается.
Прежде всего, неплохо было бы уточнить наши представления о самореализации.
Этот
термин используется для обозн
|
|