|
более выраженными переживаниями своей обособленности, непонятости и
одиночества с ведущим переживанием "я не такой, как все". Чувство
одиночества - одно из центральных переживаний при неврозах - особенно
заметно в сюжете "улица, двор". Здесь также достоверно доминирует
изображение только себя, а не себя и сверстников, подчеркивая трудности в
установлении дружеских, неформальных отношений.
Рисование ситуации "Мы дома" дает возможность воспроизвести
взаимодействие в семье, какую-либо сценку из ее жизни. Здесь же предлагается
нарисовать всех членов семьи по усмотрению автора рисунка в отдельных
комнатах, отразив таким образом наиболее близких для него лиц. Один мальчик
нарисовал в этом случае мать похожей на робота, что указывало на ее
занятость, строгость и принципиальность, отсутствие душевной теплоты в
отношениях с сыном.
Изображение на рисунке одного из наиболее беспокоящих страхов оказывает
десенсибилизирующее действие на остальные страхи, поскольку ребенок,
проявляя целенаправленное волевое усилие в процессе рисования, справляется с
заданием и заслуживает одобрение близких и похвалу врача. На первом месте
среди выбираемых для рисования страхов вне зависимости от возраста находятся
чудовища. На втором месте воспроизводятся страхи стихийных бедствий
(землетрясения, пожара, аварии и т. д.) и войны, а также нападения
(бандитов). Все эти страхи символизируют угрозу для жизни, как и следующие
по частоте страхи животных (от укуса змеи наступит смерть, паук выпьет
кровь, собака загрызет и т. д.). На последнем месте изображаются страхи
одиночества и темноты, поскольку они менее дифференцированы и наиболее
трудны для рисования. В младшем школьном возрасте нередко воспроизводятся
инстинктивно опосредованные страхи высоты, глубины, замкнутого пространства.
В подростковом возрасте возрастает рисование социально опосредованных
страхов плохой отметки, контрольных, не успеть все сделать вовремя. В этом
случае речь идет уже не столько о страхах, сколько об опасениях, нередко
приобретающих навязчивый характер. Соответственно, эффект от отображения в
рисунке ведущего страха будет более высоким в дошкольном и отчасти в младшем
школьном возрасте. Во всех случаях важен сам принцип выполнения задания
врача, что является отправным пунктом для повышения уверенности в себе, в
творческих силах и возможностях.
Тема "Самое плохое (неприятное) событие в жизни" дополняется "самым
хорошим событием", чтобы уравновесить психотравмирующий аспект первого
рисунка. У мальчиков и девочек на первом месте среди отрицательных
воспоминаний находятся события, связанные с пребыванием в больницах,
несчастными случаями и медицинскими манипуляциями. На втором месте у
мальчиков воспроизводятся конфликты со сверстниками у девочек - конфликты с
родителями, что отражает большую эмоциональную значимость для них таких
конфликтов.
"Кем я хочу стать" - заключительный раздел тематического рисования,
вносящий в него оптимистическую ноту и способствующий повышению уверенности.
При рисовании на тему "Семья" дается задание изобразить всех, с кем
живет ребенок. При анализе рисунка следует учитывать не только объективное
отражение семейной ситуации, но и возможность ее изменения в благоприятную
для ребенка сторону. Имеют значение порядок и близость расположения фигур,
особенно место, где нарисовал себя ребенок: между родителями или рядом с
одним из них. Заслуживают внимания и размеры фигур, соотносимые с ролью
взрослых в семье и их авторитетом для ребенка. Общая цветовая гамма с одним
из взрослых на рисунке, в частности одна и та же окраска туловища, указывает
на большую вероятность отождествления с ним по признаку пола. Как мальчики,
так и девочки на первом месте в норме (546 рисунков) чаще ставят отца, на
втором (слева направо) - мать, на третьем - себя. При неврозах (81 рисунок)
аналогичное расположение фигур отмечается у мальчиков. Девочки на первое
место ставят мать, затем отца и себя, отражая этим доминирующую позицию
матери в семье. При конфликтных отношениях в семье рисунки детей при
неврозах и в норме менее композиционно едины чаще проявляется
раздробленность пространства или нарушается целостность в изображении членов
семьи фигуры родителей разъединяются большим промежутком или еще одной
фигурой. Из-за разобщенности в пространстве рисунка членов семьи они менее
ориентированы на совместные действия. К тому же фигуры членов семьи, включая
ребенка, более статичны и напряжены.
Если ребенок нежеланный со стороны одного из родителей, то он рисует
себя чаще не рядом, а в отдалении, помещая между собой и этим родителем еще
одну фигуру.
Каждый третий мальчик и девочка, несмотря на инструкцию нарисовать всех
членов семьи, включая себя, забывает нарисовать одного из них. Подобная
тенденция более характерна для детей с неврозами, косвенно указывая на
конфликтную диспозицию в семье. Например, мальчики не рисуют себя при
конфликте с матерью саму мать при ее нежелании иметь сына и выделении
дочери бабушку, препятствующую активности и самостоятельности. Одна девочка
"забыла" нарисовать мать, и вместо нее изобразила дом, очень похожий на
избушку Бабы Яги. Мать конфликтует как с дочерью, так и с отцом, которого
любит девочка. У другой девочки вместо родителей нарисованы бабушка и
дедушка, которые хотели иметь внучку в отличие от занятых родителей. Девочки
также забывают изобразить себя при физических наказаниях и чрезмерном
давлении со стороны родителей. Таким образом, выключение в рисунке ребенком
себя и одного из членов семьи создает повод для более глубокого анализа
|
|