Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Гештальт :: Джеймс М., Джонгвард Д. - Рожденные выигрывать
<<-[Весь Текст]
Страница: из 104
 <<-
 
       Трансакции виселицы, подобно другим трансакциям со скрытыми мотивами, 
широко распространены среди Проигрывающих, которые пользуются ими для того, 
чтобы играть в психологические игры. 
       Игры, в которые играют люди 
       Люди играют в психологические игры, которые напоминают такие игры, как 
бридж, шашки, "Монополия". Для того чтобы играть, игроки должны знать правила 
игры. При этом, если вступающий в игру собирается играть в бридж в то время, 
как остальные собираются играть в покер, ему вряд ли удастся хорошо сыграть с 
ними. Все игры имеют начало, данный ряд правил и вносимую плату. 
Психологические игры, кроме этого, имеют еще скрытую цель, и в них играют не 
для удовольствия. Хотя надо сказать, некоторые играют в покер тоже не для 
удовольствия. Берн определяет психологическую игру как "часто повторяемую 
последовательность трансакций со скрытым мотивом, имеющую внешне разумное 
обоснование, или, -более кратко, как серию трансакций с уловкой" (11). Чтобы 
последовательность трансакций образовала игру, необходимо наличие трех 
аспектов: 
       Непрерывная последовательность дополнительных трансакций, благовидных на 
социальном уровне. 
       Скрытая/трансакция, которая является сообщением, лежащим в основе игры. 
       Ожидаемая расплата, которая завершает игру и является ее настоящей целью.
 
       Игры препятствуют честным, откровенным и открытым отношениям между 
играющими. Несмотря на это, люди играют в психологические игры, потому что они 
заполняют их время, привлекают внимание, поддерживают прежнее мнение о себе и 
других и, наконец, превращаются в их судьбу. 
       Хотя в психологические игры играют, чтобы выиграть, люди, для которых 
игры стали стилем жизни, не могут быть Выигрывающими. Иногда для того, чтобы 
выиграть, личность ведет себя как Проигрывающий (см. рис. 20). Например, в игре 
"Пни Меня", играющий пытается вызвать у своего партнера неуважительную к себе 
реакцию. 
       Студент: Я очень поздно лег прошлой ночью, но так и не выполнил задание. 

       (Скрытое: Я плохой мальчишка, ударьте меня.) 
       Преподаватель: Вам не повезло. Сегодня последний день, когда я могу 
принять эту задолженность. (Скрытое: Ты плохой мальчишка, и вот тебе пинок.) 
       Играющие в игру "Пни Меня", хотя могут это и отрицать, стремятся 
привлечь к себе тех, кто хочет подыграть им и желает кого-нибудь "пнуть". 
       Каждая игра имеет первый ход. Первый ход может быть бессловесным 
действием: холодно отвернуться, кокетливо подмигнуть, погрозить пальцем, 
хлопнуть дверью, обнаружить грязь в доме, прочесть чужую почту или мрачно 
молчать. Первый ход может быть фразой: 
       "У тебя такой одинокий, отсутствующий вид..." 
       "Как ты можешь ходить в школу в таком виде!" 
       "Он критиковал тебя. И ты собираешься терпеть это?" 
       "Разве это не ужасно, что..." 
       Любимой игрой Барбары и Тома была игра "Скандал". Они оба знали первый 
ход и потому каждый мог начать ее. Стоило только игре начаться, как она 
переходила в предсказуемый ряд трансакций и достигала своей кульминации, 
превращаясь в громкую ссору. Оканчивалась игра всегда одним и тем же -- 
враждебным уходом. Расплатой за игру было избегание близости. 
       Чтобы начать игру, Барбара молча провоцирует партнера своим поведением 
(или то же делает Том): курением одной сигареты за другой, надутым видом, 
уединением, раздраженными действиями. Когда партнер втянут в игру, она началась.
 По мере продолжения игры партнер зарабатывает пренебрежительные замечания в 
свой адрес. После обмена обидными словами супруги окончательно отдаляются друг 
от друга. 
       Игру начинает Барбара 
       Барбара: (С недовольной гримасой на лице выкуривает одну за одной 
несколько сигарет.) 
       Том: Что случилось? Что-нибудь не в порядке? 
       Барбара Это не твое дело! 
       Том: (Уходит в ближайший бар.) 
       Барбара: (Разражается гневом, когда возвращается Том. Следует долгая 
баталия, заполненная обвинениями и контробвинениями. Расплата наступает, когда 
Барбара вся в слезах бежит в спальню и хлопает дверью. Том удаляется на кухню 
за новой порцией виски. В этот вечер они больше не вступают в контакт.) 
       Игру начинает Том 
       Том: (Приготовляет себе выпить, выходит в свой кабинет и закрывает дверь.
) 
       Барбара: Почему ты не приготовил выпить и для меня? Что-нибудь 
произошло? 
       Том: Могу я побыть хоть несколько минут один! 
       Барбара: Если ты хочешь остаться один, я могу уйти! (Барбара идет в 
универмаг, делает покупки, которые обычно не может себе позволить, и 
возвращается, неся несколько пакетов.) 
       Том: (Срывается в гневе из-за того, на что Барбара потратила деньги. 
Игра завершает полный цикл, когда Барбара начинает неистово топать ногами, а 
Том выносит свою постель в кабинет.) 
       Игры имеют тягу к повторению. Люди обнаруживают, что говорят те же слова 
с теми же интонациями, меняется только время и место. Повторение игры может 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 104
 <<-