|
ности,
и "управлением", то есть принуждением случиться. Это очень глубокая путаница,
может быть более глубокая и коварная, чем путаница между ответственностью и
стыдом, виной, о которой шла речь в 4 главе. О них пойдет речь и далее, пока же
достаточно сказать, что возможность "признавать своим" посредством
ответственности, охватывающей неизбежное – это радостное отдавание себя "тому,
что есть" полностью ответственно.
Это отличается от обиженного ощущения себя жертвой не отдаванием себя
неизбежному, а качеством чувствования: жертва сопротивляется и подчиняется, тот
же, кто отдается своей судьбе и своем) предназначению, полон мира и даже
радости. В нашей культуре широко распространено представление, что "признание
своим" и "ответственность" тождественно управлению. В гештальттерапии это также
является источником непонимания и ложных трактовок. Можно быть ответственным,
управляя и не управляя – это разные вещи, так же как ничего не имеют общего с
ответственностью стыд, вина и доверие.
Эта линия заставляет меня добавить четвертый уровень к трем упомянутым во 2
главе: после энергии, фокусировки и признаки! своим следует уровень мирной
передачи себя тому что есть – фрицево "дайте управлять ситуации". Таким образом
завершенный гештальт представляется мне объемлющим четыре уровня:
Наличие энергии возбуждения.
Фокусированного видения качества вовлеченной энергии.
Признание своими, во мне и от меня, этих качеств, каковы бы они ни были.
Принятие и способность ценить эти качества такими, каковы ой есть.
Гештальттерапия часто довольствуется первыми тремя, и это вносит тонкие
искажения. Если четвертый шаг пропущен, то гештальт может служить целям
самоуправления и самоманипуляции. Это позволило мне понять многие
злоупотребления в гештальттерапии. Я, например, замечал, что когда человек
действительно отказывается от "долженствовании", вроде "я должна прибираться
дома", результатом является то, что как правило он начинает спонтанно лучше
прибираться в доме.
Однако если он "разумно" отказывается от долженствования, чтобы лучше
прибираться в доме, – ничего не происходит. А происходит то, что он не
принимает свое долженствование таким совершенным, каково оно есть, а пытается
манипулировать им, изменить его. Теперь я могу объяснить, что Гештальт в этом
случае не полон, и возникает застой и конфликт.
Как все остальное в Америке, Гештальт часто пытались использовать на службе
амбиций и целей повседневного. Нет ничего внутренне дурного в самих этих целях.
Единственная проблема состоит в том, что будучи узкими и частичными, они могут
так или иначе исказить более глубокие тенденции и импульсы жизни человека.
Говоря языком образа, приведенного выше, если обезьяна получит гештальттерапию,
она перестанет прыгать с таким шумом и отдастся движению слона, помогая чем
может в его движении, но в основном – радуясь прогулке.
Даосы учат, что в каждом центре относительно сильного проявления некоторой
тенденции рождается ее противоположность. Гештальттерапия возникла в культуре,
связанной со стремлениями, и была профессией, привязанной к патологии и к
уверенности, что всякое изменение неизбежно болезненно и требует усилий. Я
подозреваю, что даже Фриц поначалу думал, что он владеет способом несколько
лучше решать проблемы, не зная еще, что он развивает способ видения, в котором
сами проблемы – это иллюзии, которые должны развеяться, а не разрешиться.
Теперь мне кажется, что важная, если не центральная тема в гештальттерапии –
это понимание, что проблемы, симптомы, привычки, тревожность, конфликт и т. п.
– не существуют в "реальном мире ". Это иллюзии, конструкции, выдумки, фикции,
набрасываемые на реальный мир, как проектор отбрасывает черты изображений на
экран. Чтобы "стать лучше", мы не должны "изменять реальность", нам нужно лишь
расстаться с иллюзиями. Нам не нужно отрицать реальность или бороться с ней,
как это делается с точки зрения изменения, нужно принять реальность и играть с
ней, – такова точка зрения гештальта. Играя с реальностью, мы обнаружим, что
так или иначе можем с ней примириться.
|
|