|
пособы достижения их, и, воспользовавшись ими, он, может быть, сбросит вес. В
любом случае чувство вины и самоунижения исчезнут из его жизни, он будет более
счастлив и в большей степени будет принимать себя, сколько бы он ни весил.
Четыре дополнения и предостережения необходимы, чтобы завершить это изложение.
Совершенство должно быть полно и глубоко пережито в Просветлении, а не быть
просто теорией. Просветленный человек в той области жизни, в которой он
Просветлен, не уступает чему-то, а позитивно относится и убеждается в том, что
нечто "окей". Он радостно и с ощущением абсолютной истины принимает свой ранее
отвергавшийся комплекс, как истинную и ценную часть себя. В практике значимо
именно это радостное принятие в отличие от принятия сквозь зубы. Нетрудно
заметить, когда пациент не достиг этой стадии, а просто соглашается с
интеллектуальным аргументом. Нужно помнить, что Просветление основывается на
ощущении света.
Каждый человек постоянно изменяется, в том числе и Просветленные люди.
Изменение, которое противопоставлялось Просветлению ранее, – это произвольное,
заранее запланированное, целенаправленное и, как правило, требующее усилий
преобразование, а не те спонтанные изменения, которые происходят со всеми. В
действительности, спонтанные изменения скорее произойдут с теми, кто избавился
от самоотрицания и старания и больше сознают полноту своей природы. Вместе с
тем Просветление не трюк, чтобы достигнуть парадоксального изменения. Пациент,
обретший Просветление, безразличен – он доволен и изменением и его отсутствием.
Несколько раз я употреблял фразу "выбрать выбор пациента" – нужно объяснить,
что это значит. Просматривая записи разговоров, можно подумать, что я даю самые
удивительные советы. Я восторгаюсь, нахожу хорошее в чем-то, поощряю самый
неожиданный жизненный выбор. В действительности же, в контексте общения людям
всегда понятно, что я несерьезен в смысле действительного поощрения каких-либо
жизненных событий.
Я не думаю, что люди должны или не должны делать что-либо. Я лишь прибавляю вес
тому, что они сами совершают, так что люди могут более ясно увидеть, что же это
такое. Если кажется, что я одобряю какой-то шаг, то это лишь для того, чтобы
показать что-то, ввести в более полное сознание смутные фантазии, на которых
люди основываются, не разглядывая их слишком пристально. Я не забочусь о том,
что делают люди. Я забочусь о том, чтобы то, что они делают увеличивало их
жизненные силы.
Однако любые представления о том, что именно увеличивает их жизненность, – это
мои представления, которые могут только увеличить путаницу. Я могу упомянуть их,
но мне не придет в голову утверждать их всерьез. Что бы пациент ни говорил, я
обращаюсь с ним как с королем в его вселенной, авторитетом, за которым остается
последнее слово относительно значения и ценности события в его жизни.
Хотя точка зрения Просветления может быть использована в постоянной длительной
работе, она очень хороша в непродолжительной кратковременной терапии, которой я
обычно занимаюсь. Просветление приходит короткими интенсивными вспышками, за
которыми следуют периоды самостоятельного действия, а затем, когда человек
естественно готов к большему, вновь приходит Просветление.
Поскольку эта глава посвящена процессу Просветления, может показаться, что я
считаю, что она лучше, чем подход к терапии с позиции изменения. Это не так.
Для каждой из этих позиций есть свое время и свое место – время для трудной
работы изменения и время для сосредоточения на совершенстве вещей в том виде,
каковы они есть. Терапевт, владеющий двумя способами работы и не привязанный к
одному более, чем к другому, будут делать свою работу настолько хорошо,
насколько это возможно.
Каждый аргумент пациента относительно трудности изменения становится аргументом
для принятия и чем более невыносимым находит пациент существующее, тем больше
энергии в работе по изменению может от него ждать терапевт. Основное правило
для терапевта, владеющего двумя процессами, таково: любое чувство
неэффективного напряжения со стороны терапевта – это указание на то, что пора
сменить позицию. Когда третье "да, но..." следует за третьим "почему бы вам не..
.", – может быть пора сказать: "Знаете, вы правы, похоже, что это невозможно.
Давайте посмотрим, что хорошего есть в том, как дело обстоит в
действительности".
В этой главе представлена позиция, которая, хотя она выросла из практики
гештальттерапии и экзистенциальной терапии, кажется весьма совпадающей с идеей
Просветления. С этой точки зрения все, что происходит в жизни человека, –
некоторым образом правильно для него, если только рассматривать его жизнь
целиком. Если человек сам не переживает этой правильности, то лишь потому, что
он принимает некоторую узкую локальную позицию, основывающуюся на чужой внешней
точке зрения или оценке.
Были предложены способы восполнения у пациента целостного подхода. Если только
пациент сможет пережить целостность того, что есть, включая то, что ранее
рассматривалось как патология, его жизнь немедленно начинает спонтанно
нормализовываться. Она будет
|
|