|
ее
невыполнимое желание жить с матерью было причиной ее невозможного поведения в
детских домах, хотя она по видимости понимала и принимала невозможность жить с
матерью. После нескольких минут предварительного знакомства наш разговор стал
приблизительно таким:
Терапевт: Ну, так что ты, собственно, хотела бы делать?
Пациент: Я хотела бы жить с матерью.
Т.: Так почему же ты не живешь с ней?
П.: Она не хочет жить со мной.
Т.: Давай-ка посмотрим, она же твоя мать (1 – цифры обозначают последующий
комментарий), можешь же ты как-то заставить ее держать тебя (2).
П.: Я не знаю, как я могла бы. (3)
Т.: Ну, скажем, постучись под дверью, и ворвись, когда она откроет (4).
П.: Я пыталась, но она захлопнула дверь.
Т.: Хорошо, возьми с собой спальный мешок, и спи на крыльце!
(1) В этом месте, следуя точке зрения Просветления, мы принимаем ее желание
жить с матерью в качестве совершенного каким-то неизвестным образом. Не вступая
в спор и не отрицая его, мы встаем на его сторону и поддерживаем его. Она не
верит, органично и полностью, в его невозможность – и может быть оно и не
является невозможным. В любом случае, если девочке еще раз скажут со стороны,
что это невозможно, это не имеет никакой ценности.
(2) Хотя предложение исходит, вроде бы, от меня, очень вероятно, что она думала
о такой возможности сотни раз. Хотя она может удивиться, что я это говорю, само
содержание удивления не вызовет.
(3) Это поддерживает мое предположение.
(4) Опять же, наверняка она не раз фантазировала на эту тему.
Через еще несколько минут, со смесью раздражения и горя, она заявила, что глупо
говорить о возможности жить с матерью, и мы перешли к обсуждению проблем в
детских домах. Однако очень скоро, когда мы говорили о трудностях там, она
снова стала говорить, насколько лучше и легче было бы жить с матерью. Я
немедленно ответил ей, что не буду больше терять времени на разговоры об этих
чертовых детских домах, и что мы камня на камне не оставим, но попытаемся найти
способ вернуться к матери.
Мы обсудили возможность подать в суд, угрожать матери самоубийством,
возможность написать письмо с отравленными чернилами мужчине, с которым жила
мать (основное препятствие, из-за которого девочка не могла жить там),
превратиться в абсолютно покорную служанку матери, и множество других,
правдоподобных и причудливых идей (которые без сомнения приходили ей в голову в
разное время).
Наконец, в большом горе, и со злостью на меня за развенчивание ее мечты, она
действительно, изнутри отказалась от надежды жить с матерью. Хотя она, казалось
бы, и раньше принимала эту возможность, она была привязана к маленьким
проблескам невысказанных надежд. Негативными следствиями этих надежд было,
разумеется, то, что они разъедали ее готовность действительно приложить усилия,
чтобы ужиться в детских домах. Отказ от надежды был глубоко болезненным.
Интересно, что она восприняла ситуацию таким образом, будто я разрушил ее мечту,
в то время как я все время с энтузиазмом поддерживал ее, предлагая возможные
пути реализации. Хотя эта надежда мешала ей вести свою жизнь успешно, она была
привязана к ней, и способом этого привязывания было – не смотреть на нее
слишком пристально. Только моя явно преувеличенная и по-видимости неоправданная
поддержка ее мечты заставила девочку пережить ее в достаточной мере, чтобы
отказаться от нее. Опять же, различие между этой тактикой Просветления и
"парадоксальным изменением" состоит в том, что я не стремился к изменению.
По мне, для нее было хорошо и продолжать убегать из детских домов и мечтать о
жизни с матерью. Так или иначе, с помощью терапии Просветления, помогающей ей
делать это лучше и лучше, что-нибудь хорошее могло получиться из этого
эксперимента – как быть человеком в этом одурманенном мире.
Стратегия изменения и стратегия Просветления
Почти каждый обращается к терапии для того, чтобы измениться (или, нередко,
заставить измениться кого-то другого). Человек может весить слишком много, и
хотеть сбросить вес, человек может чувствовать себя виноватым из-за интрижки и
хотеть чувствовать себя спокойнее, человек может быть одиноким и хотеть
наладить отношения и т. д.
"Изменение" может рассматриваться как сдвиг в отношении между двумя элементами!
"тем, что есть" и "тем, что может быть". "То, что есть" может быть вес 180
фунтов, а "что могло бы быть" – 150. "То, что есть" может быть частыми
прогулками в одиночестве, а "могло бы быть" – те же прогулки с кем-то другим.
Другие названия "того, что есть" – реальность и поведение. Другие названия
"того, что могло бы быть" – воображение, мечта, цель, идеал или норма.
Изменение состоит в том, чтобы мечта воплотилась в реальность (прогулки с
другим), в достижении цели (вес 150 фунтов), в соответствовании идеалу и норме
(прекращение интрижки); когда она происходит полно, то включает такие чувства,
как успех, завершенность и удовлетворение.
Когда изменение происходит, хотя еще не завершено, то есть когда происходит
какое-то движение того, что есть, в сторону
|
|