|
м.
Я приведу несколько примеров переименования и промежуточных шагов. Вряд ли
найдется много симптомов, к которым эта процедура не может быть применена.
Взрывы ярости по отношению к детям становятся динамическим накладыванием
ограничений, промедление превращается в спонтанное обнаружение более срочного,
утаивание называется таинственностью, безответственность превращается в желание
выяснить, что на самом деле следует делать.
Отмечу, что не может быть словаря переименованных симптомов. Опыт индивидуален,
так что редко два человека с подобными симптомами приходят к одним и тем же
названиям. Так лень одним человеком называется соединение с Дао, другой же
называет ее запрещенным, но желательным перерывом.
Техника наиболее ясно работает с симптомами, которые успели надоесть. Для
некоторых людей полезным шагом является описание самого поведения, а не
произнесение слова, которым его называют. Для некоторых полезно представить
себе куклу, демонстрирующую это поведение, и попросить их проиграть это
поведение вместе с куклой.
Другим полезным действием может быть разделение ситуации нр составные части,
действия или мысли с тщательным выделением каждой части. Так скрытность
превращается в такой процесс: "Я разговариваю с приятелем, намереваясь раскрыть
ему секрет в ответ на его открытость, но затем у меня возникает другая мысль, и
я ничего не говорю". Новое название становится таким: "Способность удержаться
от болтовни о себе, даже если для этого есть повод".
Когда пациенту удается описать существующее поведение без оценки, может быть
полезно предложить ему описать ситуацию, в которой такое поведение уместно, а
потом спросить, как бы он назвал такое поведение в новой ситуации. Юноша
жаловался на пугливость, но однажды в баре его волнение по поводу двух парней
оказалось весьма обоснованным, и он назвал это поведение благоразумным.
Одна из точек зрения на повторяющееся поведение, которое не кажется уместным в
данный момент, состоит в том, что поведение было уместным в тот момент, когда
появилось впервые. Человек до сих пор привязан к нему, полагая, что это
по-прежнему будет работать. Называние этого поведения плохими именами не
помогает избавиться от него, но вместе с тем способствует уничтожению его
прежней полезности, оставляя человека в недоумении, почему же он делает все это.
Переименование симптома возвращает в сознание прежние преимущества поведения и
дает человеку более целостное чувство самого себя. Значительная часть
возбуждения и юмора при переименовании возникает как раз при узнавании прежней
ценности поведения. Возвращение в сознание прежней ценности позволяет также
более гибко управлять им. Когда человек переименовывает убегание в
предоставление возможности исчезнуть, он знает, что это точно подходит к тому,
что может действительно исчезнуть. Он перестает быть жертвой дурной привычки и
становится обладателем ценного искусства, которое раньше он не всегда правильно
применял. Чем больше я работал с переименованием симптомов, тем более ясно
видел, что в старых симптомах и дурных привычках есть скрытая выгодность, и
именно она удерживала это состояние на месте.
3. Жизненная основа тактики Просветления
Может сложиться впечатление, что переименование симптома – это техника, и до
некоторой степени она может быть использована сама по себе. Однако, по-видимому,
существует определенный жизненный процесс, для которого эта техника является
всего лишь одним из проявлений. Может быть не всегда очевидно, что отрицаемая
черта или действие является законной частью пациента, а всякое свидетельство
противоположного возникает из точки зрения, с которой пациент рассматривает
данную особенность. Дело не в том, что симптом может быть сделан приемлемым, а
в том, что действие является симптомом только потому, что пациент его так
называет.
Возможно, что негативная оценка пришла со стороны: от желающего добра родителя,
учителя, терапевта, друга и пациент, подобрав негативную оценку, сделал ее
своей. Верно также, что в тот момент это был наилучший, ориентированный на
выживание шаг. Беспокойство вызывает лишь то, что приходящие извне негативные
оценки и негативные оценки негативных оценок типа "мне не следует быть столь
критичной к себе" становятся большой грудой противоречивых тенденций и
контр-тенденций, заслоняя от пациента его собственную реальность.
Точка Зрения Просветления предлагает просто отшелушить эту противоречивую массу
по слоям, начиная с верхнего. Допустим, я много критикую себя, а затем критикую
себя за критику себя. Жизнь облегчится хотя бы немного, если я прекращу
метакритику, увидев свою сверхчувствительность к проблемам, как необходимое для
жизни умение, которое было ко
|
|