|
повторению
слова или фразы. Отсюда и название – рондо – музыкальная форма, которая
постоянно возвращается к одной и той же теме. Инструкция требует все время
занимать рот говорением, не останавливаясь и не давая концептуальной
организации и стиранию возникать. Слезы и интенсивные переживания обычны и
"окей", если только они не останавливают и не замедляют процесс. Дайте им
пройти и продолжайте. Главная задача помощника – быть здесь и принимать то, что
возникает, напоминая выполняющему, чтобы он не останавливался, щелчком пальцев
или повторением ключевого слова или обращая его к сознанию, если он начинает
произносить фразу механически.
Работа с различением концептуализации и опыта может быть названа хлебом
продолжительной консультативной работы терапевта. Представления о себе, о
прошлом, о самом времени, о других, о событиях со сравнениями, суждениями и
чувствами, естественно вытекающими из представлений, – основные препятствия к
простой, принимающей жизни опыта, жизни как она есть. Гештальттерапию часто
связывают с фокусировкой на чувствах, но я все больше вижу, что чувства –
только естественный результат концептуализации, которой человек придерживается
– именно с ней надо работать. Если человек говорит о страхе как проблеме, то
нужно смотреть на представления, которые он использует для возбуждения страха.
Доступ к внутреннему знанию: виртуальное пространство
Этот раздел главы был написан для журнала "Изменение"
института гештальттерапии в Торонто, в июне 1980.
В 1960 году, предлагая тест Роршаха пациенту, затрудняющемуся в выражении своих
мыслей, я не получил ответа ни на одну из карточек, и не знал, что мне делать.
Я взял снова первую карточку и сказал пациенту: "Я знаю, что вам это не кажется
похожим на что-то, но если бы это было на что-то похоже, то на что?" – Он сразу
же ответил: "О, если бы это было на что-то похоже, это было бы похоже на
бабочку". – "О, сказал я, – если бы это была бабочка, где именно была бы она
расположена на карточке?" – Мы снова прошли все карточки с этим новым вопросом,
и он давал весьма сложные ответы.
Таков был мой первый опыт использования техники или, скорее, способа обращения
с опытом, который я называю виртуальным пространством или, иначе говоря,
пространством возможности. Это оказалось чрезвычайно полезным во многих формах.
Кроме того в этом есть интересные и поистине глубокие моменты относительно того,
как люди представляются и что они есть. Эта техника довольно близко
соответствует, теоретически и практически, гештальт-подходу. Книга О.Вейнингера
"Виртуальная Философия" была одной из опор раннего гештальтизма. Я сотни раз
использовал буквально ту форму, которая была описана – "Если бы вы знали ответ,
каким он был бы?". Постепенно возникало все больше различных вариаций, часто с
такой же удивительной спонтанностью, как первая находка.
Я начал обнаруживать, что люди, по-видимому, знают гораздо больше о своем
будущем, чем они знают, что знают. Например, человек говорит, что ему кажется,
что жена собирается его бросить, но он не знает, так ли это. Я предлагаю ему на
минутку притвориться, что он знает – неожиданно из этой позиции он оказывается
вполне уверен, что это так. Будучи очень рациональным в это время, я много
думал об этом феномене, пытаясь как-то разобраться в нем. Одна формулировка
показалась мне отражающей суть, и сегодня она кажется значимой. Ответить на
вопрос в контексте, так сказать, определенности: "На что похоже чернильное
пятно?" – "Оно похоже на бабочку" – значит быть открытым тому, что ты
ошибаешься. В таком случае я, тестирующий, могу сказать: "Что, что за глупости
ты говоришь, какая же это бабочка?!!" – и тестируемый в ловушке.
Если же он отвечает в контексте, так сказать, возможности, говоря: "Если бы это
было на что-то похоже, это могло бы быть похоже на бабочку", – он в
безопасности. Если я выступлю со своими упреками, он может просто сказать: "Я
же не сказал, что это похоже на бабочку, я только сказал, что если бы это было
похоже на что-то, то могло бы быть похоже на бабочку". Человек таким образом
избегает дилеммы правильно-неправильно, в которой большинство людей безнадежно
путаются.
Сущность виртуального подхода в том, чтобы отойти от ограничивающих сторон
повседневного практического эго, которое слишком буквально, слишком реалистично
и подвержено проблеме правильно-неправильно. Все эти качества прекрасны для
определенных целей, но мешают широте и свежести взгляда. Сигналом того, что вам
удалось совершить этот прыжок в виртуальное или возможное, может стать
внезапная свежесть и новизна мышления и восприятия, а также, парадоксальным
образом, – ощущение уверенности и определенности. В действительности это
чувство уверенности не парадоксально: если ошибаться нехорошо, а оно так и есть
в повседневном мире, то нужно быть осторожным и проверяющим. Если можно
ошибаться, если это "окей", точнее, если правильно и ошибочно не оцениваются,
тогда я могу позволить себе безопасно ощущать уверенность. Не удивительно, что
одним из способов использования этой техники стала практика ограничения
сомнений. Клиент говорит: "
|
|