|
только вспомнить одну из многочисленных рекламных припевок, обращенных
прежде всего к детям: «Фрутелла! Вместе будет наслаждаться!», как внутренний
голос тут же пропоет вам эти слова. Давайте проведем эксперимент. Представьте
себе, что слушаете записанный на магнитофон рефрен «Фрутелла» в повторяющемся и
очень монотонном воспроизведении. Звуки становятся глубже и протяжнее, ритм
замедляется. Неожиданно рефрен утратил свою бьющую ключом жизнерадостность.
Слова остались прежними. Одна лишь качественная трансформация слухового
восприятия изменила наше чувство.
На самом деле рассуждать об этой теме можно бесконечно. Если вас это очень
заинтересовало, прочитайте книгу Бэндлера «Пусть мозг поможет тебе измениться».
В моей работе меня интересовало, насколько тщательно мозг кодирует слово,
как он рисует «географическую карту», с тем чтобы вызывать именно то чувство,
которое человек индивидуально связывает с этим словом. Например, Гельмут Коль
не только крупный и влиятельный канцлер Германии. У части немцев он вызывает
восхищение, другая часть населения, напротив, осуждает его политику.
Запечатленное мозгом имя, помимо создания связи этого имени с объективной
информацией, должно быть еще индивидуально закодировано. То есть слово должно
будить деятельность параллельно работающих модулей мозга. И тогда эта модульная
программа будет отвечать за чувство, с которым связано слово, образ (значение
слова) и за определенные характеристики, воспринимаемые на слух (речевое
высказывание и звучание слов влияют слова). Кроме того, могут возникать
ассоциации, связанные с обонянием или вкусом. Все эти проявления сосуществуют,
взаимно дополняя друг друга и образуя единую комбинацию, обусловливающую
субъективное восприятие слова, и все они имеют отношение к одному и тому же
феномену, причем каждый из каналов органов чувств вносит свой вклад в создание
общей картины объективного и субъективного значения слова. Итак, мы вновь
возвращаемся к пяти нашим чувствам.
Моя работа убедила меня в том, что мысленно люди совершенно по-разному
изображают слова. Большое влияние имеет значимость того или иного слова для
человека. Обычно я спрашиваю: «Когда вы представляете себе это слово на листке
бумаги - в каком виде оно предстает перед вами? Оно напечатано или написано от
руки? Какие по размеру буквы? Они цветные?». В ответах отражаются, по большей
части, субъективные переживания, вызываемые словом. Например, у большинства
людей слова ила имена, внушающие страх, появляются перед мысленным взором в
виде больших темных или черных печатных букв. У многих взрослых проблемное
слово всплывает написанным в традициях начальной школы: по-детски аккуратно,
причем сегодня почерк у человека совсем иной. Это тем более удивительно, если
человек закончил школу много лет назад. Можно предположить, почему мозг
предлагает такое визуальное кодирование: символически школьная пора может быть
связана, помимо всего прочего, с принуждением или страхами, с ощущением
«малости» самого себя. И азбучной манеры письма окажется достаточно для запуска
соответствующей модульной программы страха.
Не менее показательны и рассказы о звучании отдельных слов, которые
улавливает наш внутренний слух. Вспомните пример с «Фрутеллой». Внутренний
слух может непроизвольно «улавливать» искаженные слова. Оному молодому человеку,
например, очень хотелось стать пунктуальным. При первой же встрече на мой
вопрос, каким тоном внутренний голос говорит ему слово пунктуальность, он
ответил: мужским, зычным, неприятным, казарменным, отрывистым. Не удивительно,
что молодого человека коробило от такого тона, и пунктуальность превратилась
для него в стрессовое слово. Когда же мы с ним представили, что пунктуальность,
как в рекламе «Фрутеллы», напевает ребенок, она превратилась в симпатичное
магическое слово. Больше у молодого человека не возникало проблем с опозданиями.
Разное воздействие оказывает и внешний вид слов. Округлые формы вызывают,
как правило, более приятные эмоции, нежели угловатые. Цветные слова вызывают
спокойные и позитивные реакции.
Конечно, это справедливо не для каждого. Отдельные слова некоторые люди
предпочли бы видеть написанными рублеными печатными буквами. Это действует на
них «классически», «наверняка». Кроме того, многие представляют себе слово
как бы высеченным из камня или выдавленным из шприца со сбитыми сливками,
ощущая при таких сеансах прилив сил и комфорт.
Если говорить точнее, существует столько возможностей субъективного
изображения слов, сколько мы способны воспринять,стало быть, бесконечно много.
Еще более разнообразны индивидуальные реакции на эти изображения.
Прежде чем мы определимся насчет способов, с помощью которых лучше всего
менять ощущение от слова в соответствии с нашими осознанными желаниями, я
хотела бы рассказать, как с помощью нашего тела можно прочувствовать связь
между словами и их непосредственным влиянием на наш жизненный тонус.
Резюме
Не только при воздействии внешних раздражителей наш мозг имеет дело с пятью
чувствами. Внутренние процессы, такие, как мысли и воспоминания,
непосредственно связаны с каналами органов чувств. Совершенно особое значение
это приобретает при восприятии слов какого-либо языка. То есть позитивное или
негативное значение слова , (конечно, это определяет сам человек) связано у нас
с определенным внутренним звучанием, чувством , или образом, возможно, даже с
запахом и вкусом.
Следовательно, стрессовое слово может с помощью пяти наших чувств
перекодироваться в соответствии с нашими индивидуальными желаниями.
Есть весьма любопытный способ исследования, ориентированный на наше тело.
Называется он кинезиология. Этот метод основан на том, что наши мышцы в
нормальном состоянии могут в считанные секунды менять свой тонус. Все
укладывается в прос
|
|