|
о факта, что достигшие
успеха психотерапевты обладают способностью интуитивно улавливать внутренний
мир клиентов и обращаться непосредственно к нему. При НЛП тонко чувствующий
терапевт настраивается на специфическую личность клиента и прокладывает
походящие пути. «Магические слова» - метод, разработанный на основе НЛП.
Слова и пять чувств
Мозг работает на основе информации, которая поступает от наших пяти чувств:
зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса. Этим внешним чувствительным системам
в организме соответствуют определенные органы чувств (глаза, уши, нос, язык,
тело), которые имеют нервные окончания, называемые рецепторами. Информация,
полученная рецепторами, передается в «обрабатывающий центр» по специфическим
каналам. Через соответствующие каналы рецепторы сигнализируют мозгу обо всех
раздражителях внешней среды. Так, например, роза может информировать о себе по
различным каналам: она имеет определенный цвет (зрение), распространяет запах
(обоняние) и колется, когда до нее дотрагиваешься (осязание). При желании вы
можете слышать цветок (шелест букета) и даже - но это уже, скорее, для
оригиналов - пробовать на вкус.
Вы сейчас держите в руке розу? Вероятнее всего нет, так как руки ваши заняты
книгой. Вместе с тем вы, непосредственно во время чтения, видели перед собой
розу своим внутренним зрением. Возможно, мысленно вы почувствовали и боль от
острых шипов (даже если на самом деле вы укололи свои пальцы много-много лет
назад). Итак, мы используем пять наших внешних чувств и для внутреннего
понимания взаимосвязей. Сосредоточьтесь и представьте, что вы пьете настоящий
лимонный сок, и уже через несколько секунд вы, ощущая вкус лишь мысленно,
определенно почувствуете усиленное слюноотделение. Таким образом, мысленные
представления тоже взывают реакции организма.
Бэндлер и Гриндер говорят о том, что все наши внутренние процессы, такие,
как раздумывание, вынашивание идей, построение планов, прогнозирование
предполагаемых опасностей и воспоминания, протекают при живом внутреннем
сопереживании. Наш словарный запас принимает в этом живое участие: мы рисуем
себе будущее в ярких красках или терпим фиаско у шефа. Какая-нибудь блузка
приходится нам не по вкусу, а другой предмет одежды становится чистым
загляденьем. В каком-то деле просвет может так и не наступить, и однажды оно
просто осточертеет. Порой мы находим жизнь тягостной и желаем испытать
облегчение или увидеть слабый проблеск надежды.
Свои внутренние переживания мы используем для красноречивого описания наших
чувств. Когда я говорю «Мне тяжело», едва ли кто-нибудь подумает, что я тащу
на себе мешок угля или иную реальную тяжесть. Несмотря на то что я ничего не
несу, моему собеседнику понятно, что я хочу выразить своими словами. Точно так
же никто не предполагает, что блузку, пришедшуюся мне не по вкусу, я однажды
жевала или как-нибудь еще определяла ее вкусовые качества. Внутренние
впечатления не идентичны фактическому содержанию, но при коммуникации они
транспортируют внутреннее состояние в виде слова или переживания. Люди
искусства испокон веков умели передавать свои внутренние переживания через
картины, музыку и другие произведения. Уже по краскам, по игре света и тени
дилетанты чувствуют, какого звучания (оптимистического или пессимистического)
картина, которую они рассматривают. Мир наших чувств будоражит и музыка. Когда
кто-то в другой комнате смотрит фильм, по музыкальному сопровождению вы
интуитивно, не следя за действием вместе со зрителем, понимаете, что именно
происходит в данный момент: кого-то убивают, двое любовников находятся вместе,
полиция гонится за преступником. Музыка подсказывает нам чувства,
соодететвующие кадрам фильма. Р. Бэндлер в своей книге «Пусть мозг поможет тебе
измениться» пишет, что прежде всего различные качества отдельных каналов
органов чувств тесно связаны с нашей эмоциональной жизнью). Если рассматривать
зрение, мы можем вообразить себе настоящего кинооператора, снимающего для нас ..
»внутренние фильмы». Выражение «это мне близко и понятно» указывает на весьма
неравнодушное восприятие события. При фразе «у меня работы выше головы» речь
идет даже об искажении масштаба.
Внутренние переживания могут заставить человека ощущать себя куда менее
значительным, нежели он есть на самом деле, а материал для внутренних
переживаний предстает в сильно преувеличенном виде. Решающее значение
приобретают все возможные варианты, о которых можно узнать естественным путем,
начиная с домашнего просмотра телепрограмм. Черно-белое изображение настраивает
скорее всего по-деловому, цветное - пробуждает эмоции. На некоторых людей,
напротив, тревожные кадры черно-белой кинохроники воздействуют сильнее, чем,
скажем, те же изображения в пастельных тонах. В свою очередь, неоновые огни (то
есть кричащие цвета) нередко усиливают страх. Игра светлыми и темными красками
тоже вызывает явные различия в чувствах. Например, депрессия часто
ассоциируется с темнотой, а радостные переживания, наоборот, отображаются или
рисуются в воспоминаниях в светлых, радужных красках. Подумайте еще и о таких
словах, как «озарение», «блестящая мысль» или даже «свечение», исходящее от
определенных людей. Хотя и тут каждый реагирует индивидуально.
Подобные различия в чувствах вызывает и мир звуков. Внутреннее звучание,
звуки и шумы пробуждают эмоциональные реакции так же, как и внешние «слуховые
контакты». Прислушайтесь однажды к тому, как нервничающий школьник произносит
слово математика; словно стартует автомобиль с дряхлым аккумулятором. Сходным
образом многие из тех, кто готовится к экзамену, внутренне откликаются на слово
экзамен, как в фильме ужасов, когда раскаты эха тонут во мгле. Дети склонны к
тому, чтобы спонтанно напевать слова, означающие для них что-то особенно
прекрасное: «Каникулы! Каникулы!» Этим умело пользуются специалисты по рекламе.
Стоит
|
|