|
поверхностно. Иногда бывает невозможно успокоить ум
посредством одного только созерцания, и необходимо практиковать Янтра-йогу и
дыхательные упражнения, чтобы выровнять энергию.
В качестве примера, поясняющего наше относительное состояние, часто используют
сравнение с клеткой. Говорится, что человек подобен птичке, запертой в клетке,
которая и лишает ее свободы, и защищает ее. Клетка здесь — символ всех
ограниченностей нашего тела, речи и ума. Но в этом примере клетка не означает
какой-то ужасной аномальной ситуации, подразумеваются лишь обычные условия, в
которых живет человек. Проблема заключается в том, что мы не осознаем ситуации,
в которой мы находимся реально, и по существу боимся ее осознать, потому что мы
выросли в этой клетке с самого раннего возраста.
Посмотрим, как ребенок попадает в эти рамки. В течение первых месяцев жизни,
когда младенец еще не умеет рассуждать и говорить, его счастливые родители
баюкают его на руках и нашептывают ему ласковые слова. Но когда ребенок
начинает ходить и хочет потрогать что-то, они говорят: "Не трогай этого! Не
ходи туда!" По мере того как ребенок подрастает, его принуждают все больше
ограничивать свой способ самовыражения (как сидеть за столом, как есть и так
далее), пока он не станет образцовым ребенком. Это вызывает гордость родителей
за него, но истина состоит в том, что бедная крошка вынуждена полностью
повторять их образ мыслей. Его учат жить в клетке. А затем в возрасте 5-6 лет
он начинает ходить в школу, а это требует от него выполнения определенных
правил и оправдания надежд. Ребенку надо преодолеть некоторые трудности, но
постепенно он привыкает к этой дополнительной клетке. В наше время требуются
многие годы, чтобы построить клетку, без которой мы не можем жить в обществе.
Кроме того, есть много дополнительных факторов зависимости, например
политические идеи, религиозные верования, узы дружбы, работы и так далее. Когда
клетка достаточно крепка, мы готовы жить в ней и чувствуем себя защищенными.
Таково состояние каждого человека, и нам надо обнаружить его, наблюдая самих
себя.
Когда мы осознаем нашу ограниченность, появляется возможность преодолеть ее.
Птичка, живущая в клетке, дает жизнь своим детям в той же клетке. Появившись на
свет, птенчики имеют крылья. Хотя они не могут летать в клетке, тот факт, что
они рождаются с крыльями, показывает — их истинная природа заключается в
соединении с открытым небесным пространством. Но если птица, которая всегда
жила в клетке, выберется из нее, она может столкнуться со многими опасностями,
потому что она не знает, чего можно ожидать вне клетки. Ее может сожрать ястреб
или поймать кошка. Поэтому птице необходимо понемногу тренироваться, летать
потихоньку в ограниченном пространстве, пока, почувствовав свою готовность, она
не сможет с уверенностью отправиться в полет.
То же самое и с нами: даже если нам трудно преодолеть все наши рамки в один миг,
важно знать, что наше реальное состояние с нами, оно вне всяких ставящих в
зависимость факторов и что мы на самом деле имеем возможность обнаружить его.
Мы можем учиться летать за пределами нашего двойственного состояния, пока не
будем готовы покинуть его совсем. Мы можем начать с осознавания нашего тела,
речи и ума. Понимание нашей истинной природы означает понимание относительного
состояния и знание, как воссоединиться с его коренной природой, чтобы мы могли
стать подобны зеркалу, отражающему любой предмет, проявляя при этом свою
ясность.
Глава II
ПУТЬ ОТРЕЧЕНИЯ И ПУТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ
Все разнообразные виды учений и духовных путей связаны с различными
способностями к пониманию, которыми обладают различные люди. С абсолютной точки
зрения, ни одно учение не является более совершенным или действенным, чем
какое-то другое. Ценность учения определяется исключительно тем внутренним
пробуждением, которое может быть достигнуто человеком посредством этого учения.
Если человек получает пользу от данного учения, то для него именно это учение и
есть высший путь, потому что оно соответствует его характеру и способностям.
Нет никакого смысла пытаться оценивать его как более или менее возвышенное
относительно других путей к реализации.
Существует три основных пути или метода учения: Путь Отречения, Путь
Преображения и Путь Самоосвобождения, основанные соответственно на учениях Сутр,
Тантр и Дзогчена. Они соответствуют трем аспектам: телу, речи и уму,
называемым "тремя дверями", — трем путям вхождения в состояние знания. Путь
Отречения входит в учение Сутр, а Сутры, как считается, — это слова,
произнесенные самим Буддой Шакьямуни. Основой учений Сутр является объяснение
Четырех Благородных Истин: истины о страдании, причине страдания, о прекращении
страдания и о пути, ведущем к такому прекращению. Повествуется, что когда Будда
достиг просветления и встретился со своими первыми учениками в Сарнатхе, он
начал передавать им свое знание, говоря о переживании наиболее конкретном и
реальном для всех существ — страдании. Все мы подвергаемся бесконечно
разнообразным видам страдания, существующим в дополнение к природному страданию
рождения, болезни, старости и смерти. Какова причина, лежащая в основе всякого
нашего страд
|
|