Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Восточная :: Намхай Норбу Ринпоче - ДЗОГЧЕН - САМОСОВЕРШЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 39
 <<-
 
кновение мыслей — с движением 
рыбы в озере. Эти два два фактора характерны для всех живых существ. 
Присутствие же как бы спит в нас, и нам нужен Учитель, который пробудил бы его 
посредством передачи. Присутствие — это чистое узнавание без оценки, как в 
спокойном состоянии, так и в движении. Таковы Три Тела Пути. В Плоде, или 
реализации, они проявляются как Дхармакайя, Самбхогакайя и Нирманакайя*31 — три 
"очищенных измерения". Дхармакайя соответствует состоянию Сущности, пустотности 
всех явлений. Однако присутствие здесь полностью пробуждено. Состояние 
Дхармакайи — вне всякой формы и цвета, оно подобно беспредельному пространству. 
Самбхогакайя — это самосовершенное измерение проявления энергии. Она 
соответствует естественной ясности Основы, связанной с присутствием, 
Нирманакайя — это измерение проявления, как чистого, так и нечистого, 
воспринимаемого в качестве объекта по отношению к собственному состоянию 
человека, хотя там уже и не осталось никаких следов двойственности. Присутствие 
полностью воссоединено с внешним измерением. 

Сколько бы мы ни занимались анализом, не следует забывать, что мы всегда имеем 
дело со своим собственным состоянием, аспектами своего собственного тела, речи 
и ума. Если мы стараемся понять учение с этой точки зрения, то всякое 
получаемое объяснение будет иметь смысл и не останется чем-то абстрактным. 
Помню, еще мальчиком, живя в Тибете, я изучал основательно 
"Абхисамаяланкару"*32, комментарии на "Праджня-парамита-сутру", и стал знатоком 
ее содержания. Но с пониманием его истинного смысла у меня было хуже, потому 
что все описания различных уровней Будд и Бодхисаттв представлялись мне не 
имеющими ничего общего с моим собственным состоянием. Вероятно, мой учитель 
заметил это, потому что однажды он сказал: "Читая эти описания Будд и все 
остальное, ты должен понимать, что это описания твоего собственного состояния". 
Я попытался применять этот совет на практике, но мне это показалось чрезвычайно 
трудным. Только несколько лет спустя, когда у меня появились знания о Дзогчене, 
я понял смысл слов моего учителя в колледже. И тогда, когда я перечитал этот 
текст, то как будто читал его впервые, его смысл для меня оказался совершенно 
новым. Практика Дзогчена опирается на два основополагающих аспекта природы 
личности: спокойное состояние и движение мысли, посредством которых требуется 
обнаружить свое воссоединение с состоянием присутствия. В некоторых буддийских 
традициях большое значение придается медитации для вхождения в спокойное 
состояние, называемое шинэ (zhi-gnas). Целью здесь является высвобождение ума в 
состояние, лишенное мыслей или ненарушаемое их движением. Однако в таких 
состояниях имеется опасность сонливости, что препятствует продвижению практики. 
Поэтому в учениях Дзогчена считается важным уметь работать с энергией самого 
этого движения, неотъемлемого, внутренне присущего аспекта человека. 

В тантризме практика также опирается на работу с движением, но в этом случае 
имеется в виду воображаемое движение, созданное умом. Задача здесь не в том, 
чтобы найти спокойное состояние, лишенное мыслей. Вместо этого посредством 
работы своего воображения создается чистое измерение мандалы, начиная с 
элементов — воздуха, воды, огня и т. д. Эта деятельность есть движение. Но пока 
не реализована Махамудра, вам не удастся воссоединить свою собственную энергию 
с обычным движением материального измерения. 

В Дзогчене также практикуются различные методы использования энергии, но они не 
опираются на деятельность ума. Их принцип заключается в непосредственном 
воссоединении проявлений энергии с состоянием присутствия. Нет никакой разницы, 
предстает ли перед мысленным взором чистое видение мандалы, или же перед вашими 
глазами появляется кармическое видение вашей комнаты — и то и другое 
рассматривается как часть вашей ясности. Находитесь ли вы в спокойном состоянии 
или в чистом проявлении движения, и то и другое является переживанием, а не 
самим состоянием созерцания. В состоянии присутствия, которое остается тем же 
самым по отношению к тысячам различных переживаний, все, что бы ни проявилось, 
освобождает себя само. Вот что имеется в виду под "самоосвобождением". 

Именно это самоосвобождение нужно применять в своей повседневной жизни. Мы 
брали как пример страсти гнев и описывали различные способы, какими будут 
реагировать практикующие Путь Отречения и практикующие Путь Преображения. Мы 
говорили также, что преображение страстей в мудрости — а это метод Тантр — 
требует способностей более высокого уровня, достигаемых многими годами практики.
 Однако в понятии преображения все еще остается чувство двойственности. То есть 
здесь, с одной стороны, имеется страсть, а с другой стороны, ее преображение в 
мудрость. А практикующий Дзогчен, в тот момент, когда его охватывает гнев, не 
пытается ни блокировать эту страсть, ни преобразовать ее, но наблюдает ее без 
оценки. Таким способом гнев рассеивается сам по себе, он как бы остается в 
своем естественном состоянии и ему представляется возможность освободиться от 
себя самого. 

Вообще, когда возникает мысль или страсть, можно различить две ступени. На 
первой возникает движение, например гнев, а на второй мы позволяем себе 
вовлечься в мысленные оценки и перейти к действию. Чтобы применить метод 
самоосвобождения, важно наблюдать тот момент, когда ум еще не привлечен к 
оценке. Когда мы сохраняем состояние присутствия, всякую мысль или движение 
можно сравнить с облаком величиной с яйцо, которое мало-помалу растет, пока не 
станет величиной с гору, и затем, в обратном порядке, становится все меньше, 
пока совсем не и
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 39
 <<-