|
и признака, называемые "три изначальные
мудрости": Сущность, Природа и Энергия.
Сущность — это пустотное*27, реальное состояние личности и всех явлений. Эта
Основа является состоянием всех существ, осознают они это или нет, просветлены
ли они или находятся в сансаре. Говорят, что она "чиста с самого начала"
(ka-dag), потому что она, подобно чистому небу, свободна от всех помех и
представляет собой источник всех проявлений бытия.
Проявление же изначального состояния во всех его аспектах, его ясность,
называется "Природа". О ней говорят, что она самосовершенна (lhun-drub), потому
что существует самопроизвольно с самого начала, как солнце, освещающее
пространство. Ясность — это чистое качество всякой мысли и всякого
воспринимаемого явления, не загрязненное мысленными оценками. Например, когда
мы видим цветок, сначала мы воспринимаем его очертания, не давая мысленных
оценок, даже если этот этап восприятия длится всего долю секунды. Затем на
втором этапе дается мысленная оценка, и мы классифицируем это восприятие,
думая: "Вот цветок, он красный, у него особый аромат" — и так далее. От этого
происходят страсть к объекту или отвращение, принятие или отрицание, вследствие
чего создается карма и совершается круговорот сансары. Ясность — это этап, на
котором восприятие живо и реально, но ум еще не вступил в действие. Это
спонтанное проявление состояния личности. То же самое верно и по отношению к
мыслям: если мы не следуем за ними и не увлекаемся умственными оценками, то они
тоже становятся частью нашей собственной ясности.
Третья из трех изначальных мудростей — это энергия*28. Ее признак —
беспрерывное проявление. На объяснении энергии в Дзогчене строится понимание
Основы. Все измерения, чистые и нечистые, материальные и тонкие, являются
проявлениями того или иного аспекта энергии. Для объяснения происхождения как
круговорота перерождений, так и просветления, описываются три способа
проявления энергии. Эти три видоизменения энергии называются цел (rtsal), ролпа
(rol-ba) и данг (gDangs), на западные языки эти названия не переводятся.
Чтобы понять проявление энергии в виде "цел", можно привести пример того, что
происходит, если хрустальный шар поместить у окна. Хрусталь чист и прозрачен,
но, когда на него попадает солнечный свет, он преломляется в разноцветные лучи,
распространяющиеся по всей комнате. Эти лучи не присущи самому хрусталю, но
проявляются, когда имеется соответствующая вторичная причина, в данном случае,
солнечный свет. Хрустальный шар символизирует изначальное состояние человека,
включающее в себя Сущность, Природу и Энергию. Цветные лучи, рассеивающиеся по
комнате, являются примером естественного проявления энергии, выступающей по
отношению к индивиду как объект. В момент проявления энергии изначального
состояния, если вы признаете ее проекцией своих собственных, неотъемлемых от
вас качеств, то реализуете себя в измерении чистого видения. Если происходит
противоположное и вы воспринимаете лучи и цвета как нечто внешнее по отношению
к самому себе, то вы проявляете нечистое видение. Таким образом, причина того и
другого видения — сансары и нирваны — одна и та же: проявление света
изначального состояния.
Чтобы иметь пример ролпа, нам надо представить не отражение цветных лучей во
внешнем по отношению к хрусталю пространстве, а внутреннее отражение, внутри
его граней. Точно таким же образом энергия изначального состояния может
проявиться внутри своего собственного измерения "субъективно" по отношению к
человеку. Это происходит, например в бардо, промежуточном состоянии между
смертью и перерождением, когда появляются сто спокойных и гневных божеств*29.
Они не являются внешними по отношению к человеку, а представляют собой
проявления его естественных самосовершенных качеств. Однако облик этих божеств
проявляется только для тех, кто в своей жизни получил передачу от Учителя и
применял метод преображения, соответствующий спокойным и гневным божествам. Для
обычного существа возникает только проявление "звуков, лучей и света", которое
может длиться только одно мгновение и чаще всего вызывает чувство тревоги.
Поэтому в тантризме большое внимание уделяется знанию метода энергии ролпа,
являющегося основой всех разнообразных методов преображения.
Чтобы понять данг, мы должны думать о самом хрустале, о его чистой и прозрачной
форме. Если мы поместим хрустальный шар в центре цветной мандалы и обойдем
вокруг нее, будет казаться, что хрусталь по очереди принимает цвета главных
направлений мандалы, и в то же самое время сам по себе он будет оставаться
чистым и прозрачным. Это пример внутреннего состояния самой энергии как она
есть на самом деле, какого рода ни были бы ее проявления. Иногда вместо данг
употребляется термин гьен (rGyan), обозначающий "украшение", потому что в
состоянии созерцания все проявления энергии "воспринимаются" как украшения
изначального состояния.
Когда мастером дается введение, то Сущность, Природа и Энергия называются Тремя
Телами Основы. Они соответствуют, с точки зрения Пути, трем аспектам, или
характерным состояниям природы ума: спокойному состоянию (gnas-pa), движению
('gyu-ba) и присутствию*30 (rig-pa).
Спокойное состояние — это такое состояние ума, когда не возникают никакие мысли.
Примером этого является промежуток между исчезновением одной мысли и
возникновением другой, такая пауза, которая обычно не воспринимается. Движение
есть проявление мыслей без перерыва. Приводят пример, в котором состояние без
мыслей сравнивается со спокойным озером, а возн
|
|