|
чезнет.
Знание состояния самоосвобождения — это основа практики Дзогчена. Говорят, что
"практикующий Дзогчен медитирует без медитации", и это кажется всего лишь игрой
слов, но в действительности верно. Самое важное заключается в том, чтобы
никогда не отвлекаться, сохранять состояние присутствия в любой момент.
Есть рассказ о том, как один ученый монах отправился к Юнтону (gYung-ston)*33,
Учителю Дзогчена, который вел простую жизнь в окружении большого числа учеников.
Этот монах, в течение многих лет изучавший буддийские учения и считавший себя
образованным, в припадке ревности подумал: "Как он, простой человек,
осмеливается учить? Как смеет он претендовать на звание Учителя, если даже не
носит монашеской одежды? Пойду-ка я покажу, что значит настоящее знание,
посрамлю его перед учениками, так что они покинут его и пойдут за мной". Полный
гордости и высокомерия, он пришел к Юнтону и спросил его: "Вы, практикующие
Дзогчен, всегда ли вы медитируете?" На что Юнтон ответил: "А зачем
медитировать?" — "Значит, — продолжал монах, — вы не медитируете?" — "А разве я
когда отвлекался?"— ответил Юнтон.
Глава IV
ВАЖНОСТЬ ПЕРЕДАЧИ
Учения Дзогчена связаны с передачей, держателем которой является Учитель.
Передача имеет решающее значение для развития знания и реализации учеников. В
Сутрах проповедуется, что просветление возможно только через много жизней, если
посвятить их практике. В Тантрах же говорится, что можно достичь просветления
за одну жизнь, потому что используемые в них методы гораздо более эффективны. А
в Дзогчене реализация считается достижимой за одну жизнь, и, кроме того, часто
речь идет о Великом Переносе в Тело Света. Эта особая реализация,
осуществленная такими Мастерами, как Падмасамбхава и Вималамитра — а в традиции
бон ее осуществил Тапихрица*34, — включает в себя перенос, или, можно сказать,
растворение, без физической смерти, материального тела в светоносную сущность
элементов. В ходе этой реализации физическое тело исчезает, на взгляд обычных
существ. Если не удается реализовать это Тело Света за одну жизнь, то можно
реализовать его после смерти, как это и происходило со многими практикующими
Дзогчен в Тибете в древние времена. Эта реализация опирается не только на
особые методы, присущие Дзогчену*35, но также, в первую очередь, и на
действенность передачи от Учителя.
Когда мастер Дзогчена учит, то он передает состояние знания посредством трех
типов передачи: устной, символической и прямой. В Дзогчене ритуалы посвящения
не так обязательны, как в тантризме. Реальный смысл посвящения заключается в
передаче состояния знания, и это может происходить только лишь через простое
объяснение. Все зависит от способности ученика понимать.
Некоторые мастера нингмапы учили, что происхождение Дзогчена связано с тремя
передачами. Говорят, что Дзогчен был впервые передан Самантабхадрой
(Дхармакайей) Ваджрасаттве*36 (Самбхогакайе), а затем от них он был передан
Гараб Дордже (Нирманакайе) посредством символической передачи. От Гараб Дордже
его получили через устную передачу люди. Может показаться, что в этом
объяснении указывается как бы на трех различных Учителей, давших три различных
вида учений. Но в действительности все эти три передачи неотделимы от Учителя,
и сами они являются Путем. Если бы прямая передача пришла от Дхармакайи к
Самбхогакайе, то она не могла бы быть Путем, потому что Самбхогакайя не
нуждается в Пути. Человек состоит из тела, речи и ума в одно и то же время, и
поэтому именно эти три вида передачи используются Учителем, чтобы сообщить
состояние знания.
Устная передача включает в себя как объяснения Учителя, направленные на то,
чтобы дать ученикам понимание природы изначального состояния, так и методы
практики, дающие возможность приобщиться к знанию состояния.
Символическая передача происходит как через символические предметы, например
зеркало или кристалл, которые мастер показывает ученику, чтобы передать знание
изначального состояния, так и через рассказы, притчи и загадки*37.
Прямая передача осуществляется посредством объединения состояния Учителя с
состоянием ученика. Пример прямой передачи можно найти в истории о достижении
просветления Наропой, знаменитым индийским Махасиддхой, учеником Тилопы*38.
Наропа был известным пандитом, великим ученым и настоятелем Университета
Наланда, одного из самых значительных центров буддийской культуры в
средневековой Индии. Однако знания Наропы оставались на интеллектуальном
теоретическом уровне и не были живым состоянием знания. Проведя несколько лет в
Наланде, он последовал полученным им знакам и указаниям, имевшим характер
видения, отказался от должности настоятеля и отправился на поиски Тилопы,
который был ему указан в видениях как Учитель, способный пробудить его духовно.
После долгих и изнурительных поисков, на протяжении которых он встречался с
Тилопой, принимавшим различный облик, и не узнавал его, Наропа наконец набрел
на рыбака, назвавшегося Тилопой. Тот жарил рыбу на сковороде, а затем, щелкнув
пальцами, оживлял ее и бросал обратно в воду. Нароп
|
|