|
м измерении Самбхогакайи. Таким
способом гнев может быть увеличен до такой точки, когда он заставляет трепетать
саму вселенную, но поскольку здесь для практикующего уже нет никакого деления
реальности на субъект и объект, гнев освобождается в виде чистой энергии, у
него нет конкретной мишени.
При точно таких же обстоятельствах практикующий Путь Отречения попытался бы
"блокировать" гнев, думая о последствиях отрицательной кармы. Так что мы можем
легко понять разницу между различными методами, используемыми в этих практиках.
Практикующий Путь Отречения, даже если он действительно испытывает зарождение в
себе гнева, старается любой ценой не допустить этого, он как бы боится
встретиться с ним. В определенном смысле можно сказать, что такой практикующий
не понимает природу энергии. Однако человек, практикующий тантру, осознает
функционирование энергии и знает, что воспрепятствование энергии может вызвать
как телесные, так и психические нарушения. Он не ставит преград потоку энергии,
не подавляет ее, а использует ее как средство для преображения. Но, чтобы
сделать это, требуется высокоразвитая способность к такой практике.
Таковы в общих чертах особенности путей Сутры и Тантры. Но, в отличие от них, в
Дзогчене сразу учат методу самоосвобождения, такому методу, в котором нечего
освобождать или преображать. Однако если нет достаточных способностей, то
самоосвобождение не принесет реальных результатов. Поэтому в учении Дзогчен
советуют научиться применять какой-либо метод, наиболее подходящий к
собственным обстоятельствам и наиболее соответствующий собственному уровню
способностей, пока вы действительно не приобретаете знание состояния
самоосвобождения. Это должен осознавать практикующий.
Глава III
ПУТЬ САМООСВОБОЖДЕНИЯ
Учения Дзогчен называются также Ати-йога, или "изначальная йога". Слово "йога"
используется здесь в значении, равнозначном тибетскому термину налжор
(rNal-byor), что означает "обладание подлинным состоянием", причем под этим
состоянием имеется в виду изначальное состояние каждого индивида. Есть еще одно
название Дзогчена: "Учение о состоянии Ума Самантабхадры"*25, или изначальное
просветление. Метод, практикуемый на пути Дзогчена, называется
"самоосвобождение", потому что он опирается на знание и понимание. Но здесь не
имеется в виду, что существует некий объект, который следует знать: суть
заключается в том, чтобы войти в переживание состояния за пределами
рассудочного мышления, состояние созерцания. Однако только приняв свой ум в
качестве отправной точки, можно получить возможность понимать это состояние.
Вот почему говорят, что Путь Самоосвобождения больше связан с фактором ума, чем
Путь Отречения и Путь Преображения. В Дзогчене дается прямое введение во
внутреннее состояние личности посредством объяснения изначальной основы бытия,
представляющей собой исконное состояние всех существ.
Как в Сутрах, так и в Тантрах обсуждается одно из основополагающих понятий —
"природа ума", истинное состояние ума, находящееся за пределами интеллекта и
времени. Принцип пустотности, или шуньяты, лежит в основе всего учения Махаяны.
Смысл термина шуньята, как он используется в Праджня-парамите*26, — это
отсутствие субстанциональности, или собственной природы, всех явлений,
представляющее собой действительное внутреннее состояние всего бытия. Когда
речь идет об отдельной личности, то это состояние называют "природой ума".
В учениях Дзогчена для обозначения природы ума используются многие термины, в
том числе "изначальная основа" (ye-gzhi), "основа всего" (kun-gzhi), "сущность
изначальной Бодхичитты" (ye-gzhi snyng-ро byang-chub-kyi sems) и так далее.
Последний термин можно найти во многих древних текстах Дзогчена, и было бы
полезно объяснить его значение.
В Махаяне Бодхичитта считается термином, обозначающим обет, опирающийся на
чувство всеобщего сострадания, — привести всех живых существ к просветлению.
Выделяют два вида Бодхичитты: относительную и абсолютную. Относительная
Бодхичитта заключается в приучении себя мысленно развивать намерение принести
пользу другим, а также в реальном выполнении альтруистических действий.
Абсолютная Бодхичитта — это знание пустотности всех явлений, она очень близка к
понятию "изначальная Бодхичитта" в Дзогчене.
В переводе на тибетский язык Бодхичитта звучит как чжанг чуб-сэм
(byang-chub-sems) — этот термин состоит из двух слов: чжанг, что означает
"очищенный", чуб, что означает "совершенный", и сэм (sems), что означает "ум".
Под словом "ум" подразумевается "природа ума", "очищенный" означает, что все
препятствия и все дурное очищено, а "совершенный" означает, что все высшие
достижения и качества реализованы. Итак, изначальная Бодхичитта — это состояние
индивидуума, с самого начала свободное от препятствий, совершенное, включающее
в качестве своей потенциальности все разнообразные проявления энергии. Это
состояние вне времени, вне двойственности, чистое и совершенное, как природа
зеркала. Однако, если вы о нем ничего не знаете, оно не проявляется, и
появляется необходимость устранить временные препятствия, затемняющие его.
В Дзогчене изначальное состояние, или Основа, не определяется только как шунья,
считается, что оно имеет три аспекта, и
|
|