|
научитесь предоставлять ребенку возможность выбора спокойно и естественно. Вы
не утратите спокойствия и в том случае, если ребенок сделает неверный выбор,
так как знаете, что этот шаг послужит только уроком. Вам и в голову не придет
злорадствовать и подчеркивать свое превосходство над ребенком, поскольку вам
вспомнятся собственные ошибки, совершенные в его возрасте. Так научаются думать
своей головой.
Б. РАСПЕКАНИЕ
Ребенка воспитывают до тех пор, пока с испугом не обнаруживают, что он уже
большой. Когда же видят, сколь глуп этот большой ребенок, его тут же бросаются
распекать. Так горячим пламенем недовольства выжигают и то малое, что пока есть.
Поскольку ребенка сравнивают с образцами для подражания, возведенными на
пьедестал, то недовольство кажется оправданным, и хороший ребенок также
становится недоволен собой. Если у ребенка - переунавоженного злакового
растения - чудом и вызревают отдельные зернышки в головушке - в колосе, - то и
их теперь поджарят на огне. И ребенок готов. К чему? К тому, чтобы им
манипулировали.
Кто-то возьмет да и отправит в рот пригоршню зерен, не подозревая, что губит
человека. На него тут же набрасываются родители жертвы, чтобы призвать к ответу
за ошибку, совершенную ими же самими. А благонамеренные сограждане, которые не
понимают, что произошло, и которые видят лишь внешнюю сторону дела, лишь
подливают масла в огонь. Поднимается страшный крик и шум, но все продолжается в
прежнем духе или еще хуже. И лишь когда критическая масса детей встает на
защиту самих себя, люди начинают задумываться. Революционная ситуация назрела,
и дальше так уже нельзя. Не исключено, что хороших родителей ожидает суровая
расплата.
ВОСПИТАНИЕ предполагает, что ребенок СТАНОВИТСЯ ЛУЧШЕ, ЧЕМ ОН БЫЛ.
РАСПЕКАНИЕМ ребенка СТРЕМЯТСЯ СДЕЛАТЬ ЛУЧШЕ ДРУГИХ.
А уж о том, чтобы с воспитанием и распеканием не перебарщивали, ребенок
"заботится" сам.
Было бы разумно предотвратить революцию в своей семье, поскольку революции
имеют целью уничтожение, слом всего старого. Как бы ни были молоды родители,
они автоматически причисляются к разряду стариков, отживших свое, если они не
идут в ногу со временем. Революции не приходится их уничтожать - они гибнут
сами, хотя и обвиняют революционеров. Чем больше они посвятили себя воспитанию
своих детей, тем менее поддаются воспитанию с их стороны. Почему? Потому что их
"эго" не позволяет этого делать.
Чем больше человека воспитывают, тем меньше он приспособлен к жизни. Вырастает
человек, неспособный брать на себя ответственность. Мучается сам, но еще больше
мучаются с ним окружающие. Если у него нет семьи, то мучаются с ним
родственники, друзья, знакомые, и при этом все они стремятся его воспитывать. А
если есть семья, то домочадцы являют собой героических мучеников, которые из
добрых побуждений приносят себя в жертву.
Пример из жизни.
Довелось мне как-то наблюдать баталию, разыгравшуюся между двумя подругами
пенсионного возраста. Одна из них была больна и ждала помощи. Вторая же была
врачом, и в голове у нее, как это водится у врачей, засела одна-единственная
мысль: я обязана помочь. Первая хотела, чтобы жизнь за нее прожили другие.
Вторая старалась так и поступать, покуда самой не осточертело. Теперь она
захотела, чтобы больная подруга начала наконец-то делать что-то себе во благо,
но не учла того, что больная подруга не готова к этому. Вторая принялась
атаковать первую своим эмоциональным воспитанием, а та превратилась в загнанную
в угол мышку, переставшую что-либо соображать. Голова у нее начнет работать не
раньше, чем прекратится воспитание. Покуда не учтут того, к чему она готова.
Человек, который берет на себя ответственность за жизнь ближнего, становится
агрессивным советчиком, а по сути начинает предъявлять требования и ничего
иного уже не видит и не слышит. Его цель оправдывает средства, и страждущий в
итоге становится жертвой того, от кого ждал помощи. Чем выше профессиональные
навыки у помощника, тем якобы лучше он разбирается в потребностях страждущего,
и у него не возникает ни тени сомнения в том, что он прав. А если страждущий
осмеливается подать голос, советчик ставит его на место вопросом: "В чем дело?
Кто здесь специалист - ты или я?" Правым всегда оказывается специалист,
поскольку специалист знает.
Увы, ни правота, ни знания не дают эффекта оздоровления. Человеку следует
помогать теми способами, к восприятию которых он готов. Если он готов лечь под
нож хирурга, но не готов послушаться совета, который спас бы его душу и тело,
то ему нужен нож и все тут. Если кого-то это бесит, возмущаться бесполезно -
только себе вредить. Не нужно стремиться изменить обстоятельства, а нужно
научиться считаться с обстоятельствами.
В наше время люди менее всего готовы оказывать духовную помощь самим себе.
Поэтому нет большей ошибки, чем навязывать духовную помощь. И тем не менее это
случается на каждом шагу. Эмоциональные нравоучения, укоры, пропесочивание в
присутствии посторонних, мольбы, призывы, угрозы прекратить всякую помощь - все
это лишь пристыживание, которым человека ставят на место жестче, чем ранее.
Загнанная в угол мышка от этого и вовсе тупеет. И в порядке самозащиты человек
|
|