|
Владимир Леви
ИСПОВЕДЬ ГИПНОТИЗЁРА
КНИГА ТРЕТЬЯ
ЭГО ИЛИ ПРОФИЛАКТИКА СМЕРТИ
(Пролог)
...Февральская оттепель, ночь... Шепчутся капли, с глухим стуком падают
талые комья...
..Я знаю, знаю, КТО ТЫ — но боюсь называть...
...Спешу, страшно спешу, и вот доспешился до того, что... Странно, все
может кончиться в любое мгновение — все и кончится через мгновение — но страшен
не сам конец, а то, что я не успею — конечно же не успею! — отдать ТЕБЕ и
тысячной доли своих богатств — ведь они ТВОИ... Вселенные во мне, океаны,
бездны памятей и скорбей — неужто же лишь пылинки праха... неужто развеется в
опустошении...
Горстка времени, ничего больше? Вечность? Зачем?
О, кто бы мне подсказал, как распорядиться, как выкроить этот остаток...
(Черновик рукописи, фрагмент)
В день и час... (зачеркнуто)... пусть это будет 6 июня (...) года, 21.35 по
московскому, пускай так — в означенный, стало быть, день и час, с которого мы
начинаем повествование, Эго находился в квартире, записанной на имя известного
психотерапевта, ученого, писателя, лауреата какой-то премии, президента чего-то,
руководителя того и сего, члена обществ, комиссий, редколлегий и прочая,
скончавшегося минуту назад.
(На полях карандашом: Смахивает на начало дешевого детектива. «Эго» — всего
лишь «я»?.. Неправда. Создание, мне неведомое. Душа).
С разных ракурсов эпизод этот уже дважды являлся в предутренних сновидениях,
и в одном была эта непременная муха, льнущая, неизгонимая муха, черт знает
откуда возникающая, если уж конец или скоро... Даже в операционных, среди зимы..
.
Умерший сидел за столом.
Грех жаловаться, далеко не всякому везет так вот, не
шелохнувшись, впечататься в небытие. Тихой ледяной молнией обняла тело
смерть: лопнул магистральный сосуд, все центры мозга отключились единогласно.
Так можно вырубиться невзначай и где-нибудь на концерте, и...
(Плотно зачеркнуто. На полях: «Хорошенькая психотерапия для мнительных. А
ведь так, как я, филигранно щадить нервишки читателя вряд ли кто... читателя
знаю подробнее, чем...»)
Неоперабельная аневризма. Никак иначе.
Но вот ошибка. (На полях: «Всякая ошибка есть неиспользованная свобода»).
Это должно было произойти в другом месте, не здесь. Не за этим столом.
Стараясь не смотреть, Эго приблизился.
Венецианский шедевр в стиле то ли позднего барокко, то ли раннего рококо
(покойник всегда их позорно путал), львинолапый красавец в золотистом литье —
такой стол мебелью не назовешь, это уже существо. Дух изысканно-живой,
беззаботный, пьющий на брудершафт с вечностью, сотворил это произведение руками
неведомого мастера — и теперь звонко протестовал. Что такое, вопрошал он, к
чему эта буфетная скоропостижность? Мне оскорбительно давление мертвой плоти, я
и так многое претерпел.
Теперь уже не узнать, какими путями прикочевал в скудный дом этот ссыльный
аристократ. Гнутые ореховые ноги уже лет шестьдесят взывали о скорой помощи;
грудастые бронзовые рожицы побурели; врезная, цвета спелой маслины, кожа
столешницы... (неразборчиво) царапинами и вмятинами, кое-где вспухла; на черной
тисненой кайме зиял шрам, выжженный сигаретой. Так увековечил себя приятель
(нрзбр) с подружкой...
(Вычеркнутая страница. На полях: «К... бабушке этот домашний пейзаж.
Обрыдлое логово полухолостяка. Только дети что-то замечают, а взрослые ни черта,
хоть и озирают все. Действует не обстановка, а дух.)
Умерший сидел — как и был застигнут, в рабочем кресле. Рука — вжата в
недописанный лист.
Взгляд уходящих не мигает. Разминованш путей бескрылый ум не постигает.
Судьба не разожмет когтей и душу, легкую добычу, ввысь унесет, за облака, а
кости вниз, таков обычай и человеческий, и птичий, пришедший к нам издалека...
Морозное поле, стоячая стынь. По меньшей мере, за тридцать метров... Иной
толстокожий и не ощутит, но, принагнувшись в прощании...
Отойти,- отойти. Поваляться еще немного на скрипучей розовощекой тахте.
Вынестись за пределы клетки... Можно не подниматься, снаружи все выучено
назубок.
Безгоризонтное городское пространство. Балконы, оскаленные бельем. Две
лежачие башни — окно в окно. Каждый вечер там, в гнездышке, что смотрит прямо
тебе в пуп, какой-то в майке и какая-то в зеленом халатике — несколько
деловитых передвижений — полотенце — крем или что там — да, там, в каюте
напротив...
Распружинившись, Эго прыгнул на ковер, сделал стойку, на руках подошел к
столу и, возвернувшись на ноги, глянул через окаменелое плечо на бумаги.
— Можно вас попросить... Убрать лапку?..
Не среагировал.
Эго1 нагнулся, ухватил ножки кресла и отодвинул его от стола с седоком
|
|