|
преследователь движущегося. Если собака на что-то долго смотрит, то впадает в
оцепенение — род гипноза, зафиксированный у некоторых пород в стойке. А вот
кошки, животные-поджидатели, те могут смотреть долго, кота не пересмотришь.
Кошки и на добычу, и друг на друга долго глядят, завороженно.
Мы опять подошли к физиономике.
Чем выше по эволюционной лестнице, чем ближе к человеку, тем больше
сигнальное значение физиономии, тем тоньше различается выражение глаз. Уже в
конце первого месяца жизни маленький гамадрильчик различает выражение
физиономии своей мамаши, а если воспитывается людьми — то людей. Скорчите ему
гримасу, покажите «морду лица» — испугается. В пять месяцев он уже знает, что
смотреть на «морду лица» вожака нельзя. А что делает человеческий малыш,
испугавшись или застеснявшись? Отводит глаза. Прячет лицо!
42
Младенец, как и обезьяныш, реагирует на физиономию уже с конца первого
месяца жизни, пытается общаться и с куклами, если их физиономии достаточно
напоминают человеческие. Нормальный малыш четырех месяцев ответит улыбкой на
улыбку или доброе выражение и заплачет, если посмотреть на него строго. Это,
конечно, чисто инстинктивная реакция. По моим наблюдениям, младенцу нравятся
движения рта (он пытается им подражать) и не нравятся движения бровей и век.
Если вы стояли у клетки макаки или шимпанзе и эти особы пытались вас напугать,
вы поймете, в чем дело.
Мимика, особо глазная, играла в первобытном общении огромную роль. В нашем
общении она оттеснена речью, смещена в безотчетное, но богатство ее сохраняется
и живет. Мимическое обучение и тренировка идут всю жизнь, и уже трудно
разобрать, что здесь врождено и инстинктивно и что — результат усвоения,
передачи. Будет ли итальянец, выросший в Норвегии, оживленно жестикулировать?
Представители взаимоудаленных культур при встрече первое время испытывают
трудности в понимании мимики. У некоторых индейских племен в обычае полное
подавление мимики, маскообразность. У японцев — загадочные ритуальные улыбки.
Китайцы, глядя на европейских туристов, удивлялись, почему те все время
сердятся: так они толковали поднятие бровей, европейский жест удивления. А
белые миссионеры приходили в ужас от «черного смеха», которым некоторые племена
Африки выражают свой гнев...
Когда мы разговариваем с кем-то в присутствии постороннего, то в моменты
особенно эмоциональные, например, при смехе, бросаем взгляды в сторону этого
присутствующего, словно приглашая его разделить наши чувства или проверяя,
разделяет ли он их. А тот, поймав такой взгляд, обычно делает взглядом тот же
ответный знак участия, какую-то неопределенную мину: мол, вижу и в общем
одобряю, хоть и не знаю, что... Или, наоборот, старательно замыкается... Все
это загадочно!
Вот вы случайно встретились с глазами напротив сидящего, задержались чуть
дольше обычного — и уже на принцип, уже гляделки: а вот возьму и не отведу, а
вот кто кого... Смотрим... Да, настоящий маленький
43
психологический поединок, до крайности глупый, но исполненный тайного
смысла. При победе — пустяковенькое, но торжество. Опытные тренеры учат
боксеров: смотри сопернику прямо в глаза уже при рукопожатии, в бою не отводи
глаз...
Смотреть друг на друга — значит выяснять отношения.
9. Закон наглости. Психология поединка
— Не люблю людей уверенных,— признался мне однажды человек математического
ума, сильно чудаковатый, о котором решительно никогда невозможно сказать,
уверен он или нет.
— Почему?
— Интегративно-транзитивная функция.— (Не ручаюсь за точность передачи
этого математического ругательства.) — Парадоксальный минимакс. По достижении
предела импонирование минимизируется, трансформируясь в максимум антипатии.
— Ты хочешь сказать, что самоуверенный нахал давит на твою психику?
— Не совсем. Я принимаю локальную уверенность, но отрицаю
глобальную: у меня возникает маразм принципов.
— Теперь понимаю: ты просто самец с неустойчивым положением в иерархии
стада...
Последовала беседа о животной социологии, об этих иерархиях и рангах, о
чинопочитании, которое у всех (и у сверчков, и у коз, и у обезьян, и у амеб).
Об Альфе, который клюет всех, ест первый и владеет всеми самками; о Бете,
который клюет всех, кроме Альфы, и вплоть до Омеги, которого клюют все... О
великом законе наглости: среди наглейших побеждает сильнейший, а среди
сильнейших — наглейший. А также о том, что самый нахальный Альфа теряется,
попадая в чужое стадо или на чужую территорию, и самый последний Омега
становится Альфой в своем гнезде. О том, что коровы из одного стада, едва их
разделят в хлеву на две группы, начинают вести себя как представители двух
враждующих политических партий: «Мы-ы и они».
Самое любопытное здесь, конечно,— каким образом
44
узнается ранг. У сверчков или ос вроде понятно: по числу щетинок или
яйцевых трубочек, по песне. А у коров? У мышей? За что один хомяк уважает
другого? Ведь далеко не всегда Альфой оказывается самый крупный и физически
сильный.
По наглости?..
Об этом знаменитом опыте много писали, и я в том числе. Расхаживает по
|
|