|
заметил.
(Пейзаж в изящной резной рамке у Д. С. над кроватью. Вода, сливающаяся с
небом, нежный закатный свет. Каменистые берега с тонко выписанной
растительностью. На дальнем берегу одинокое дерево. Человек в лодке.)
— Я полагал, что-то старое, итальянское...
— Академик написал эту картину десяти лет от роду и подарил мне ко дню
рождения. Как вы понимаете, я тогда еще не мог оценить этот подарок. Мои
родители не поверили, что это не копия с какого-то знаменитого оригинала.
Он не проходил через период каракуль, а сразу стал изображать людей и
животных с реалистическим сходством и пейзажи е перспективой, преимущественно
фантастические. Абстракции своим чередом.
— Что-нибудь еще сохранилось?
— Сейчас... Вот... Это я, набросок со спины, по памяти... Несколько
карикатур... В том возрасте это был самый ценимый жанр, и Кляча щедро
отдал ему должное: не оставлен был без художественного внимания ни один
однокашник. Афанасий-восемь-на-семь за портрет в стенгазете, над которым
хохотала вся школа, пообещал бить Клячу всю жизнь, каждый день по разу, и
возможно, выполнил бы свое обещание, если бы мы с Ермилой, у которого были
с Афанасием отдельные счеты, не устроили ему хорошее собеседование. Что
касается Ермилы, то он, наоборот, требовал, чтобы Кляча непременно
отобразил его в печатном органе, причем в самом что ни на есть
натуральном виде... Дальше — больше: сюрреалистический рисунок обнаженной
натуры с лицом классной руководительницы однажды стихийно попал на стол
оригинала. Автора выявить несложно: блестящий стиль, рука мастера.
Была вызвана мать, потребовали принять меры; дома вступил в действие отец,
была порка. Приклеилась формулировочка: "Разлагает класс". Запретили
оформлять стенгазету, и он переключился на подручные
146
материалы: тетрадки, обертки и внутренности учебников, бумажки и промокашки.
По просьбам рядовых любителей изящных искусств рисовал на чем попало
диковинные ножи, пистолеты, мечи, арбалеты, корабли, самолеты...
Но особой популярностью пользовались его кукольные портреты. Представьте
себе: из портфеля вынимается небольшая кукла, вроде той злополучной неваляшки,
а у нее ваше лицо, ваша фигура, ваши движения, ваш голос...
— Как?
— Клей, проволока, пластилин, пакля, обрывки материи... Механический
завод или батарейки, система приводов...
— А голос? Неужели они говорили, его куклы?
— Не говорили, но жестикулировали и издавали характерные звуки. Клавдия
Ивановна Сероглазова, например, завуч наш, имела обыкновение, разговаривая с
учеником, отставлять правую ногу в сторону, отводить левое плечо назад, голову
устремлять вперед и слегка взлаивать, приблизительно вот так (...) В точности
то же самое делала ее кукольная модель.
Дома делал серьезные портреты по памяти, но показывать избегал, многое
уничтожал. С девяти лет бредил Леонардо да Винчи, после того как увидел в
какой-то книге его рисунки; прочитал о нем все возможное, в том числе старую
фрейдовскую фантазию; одно время намекал даже, что Леонардо — это теперь он,
немножко другой, но...
— В тот самый период веры в переселение душ?
— Нет, попозже. Веры в переселение, думаю, тут уже не было, скорее
ощущение родства, именуемого конгениальностью... Он как-то заметил, между
прочим, что у каждого человека, кроме высоковероятного физического двойника,
должен существовать и духовный близнец...
Я любил наблюдать, как он рождает людей: сперва бессознательные штрихи,
рассеянные намеки... Вдруг — живая, точная, знающая линия.» Существует,
свершилось — вот человек со своим голосом и судьбой, с мыслями и болезнями,
странностями и любовью. И вдруг — это уже самое странное — вдруг эти же самые
персонажи тебе ВСТРЕЧАЮТСЯ за углом, в булочной, в соседнем подъезде — копии
его воображе-
147
ния, с той же лепкой черт и наклонностей... Мне было жутковато, а он даже
не удивлялся: "ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ПРИДУМАНО, МОЖЕТ И БЫТЬ - разве не знаешь?"
О ТИПИЧНОСТИ
...Кто-то из моих приятельниц в восьмом классе назвала его лунным мальчиком,
по причине бледности. Но смеялся он солнечно — смех всходил и сверкал,
раскалывался, рассыпался на тысячи зайчиков, медленно таял,— долгий неудержимый
смех, всегда по неожиданным поводам, более поразительный, чем заразительный
смех, за который его примерно раз в месяц выгоняли из класса.
Если пойдет в книгу, обязательно подчеркните, что это и есть ребенок
типичнейший.
— Как понять?
— У Бальзака, если не ошибаюсь: "Он похож на всех,
а на него никто". Определение гения. _ ?
— Перед вами великолепнейший экземпляр розы, тигра или бабочки
такого-то вида. Экземпляр исключительной красоты, воплощение идеи вида,
говорим мы, сверхтипичность. Но все прочие экземпляры оказываются на него
непохожими, он несравненный.
— Определение вундеркинда, не помню чье: нормальный ребенок у нормальных
родителей.
— После "От двух до пяти" Чуковского общепризнано, что каждый ребенок в
|
|