|
Галиматьяго
и прочая, и прочая — и все это с помощью простой детской присказки: "А
давай, будто мы..."
— Так вот откуда ролевой тренинг...
— Обычнейший метод детского мышления, достигший у Академика степени
духовного состояния. Он серьезно играл во все и просто-напросто не умел не
быть всем на свете.
— А как насчет спортивных игр?
— А вот это не очень. Не понимал духа соревнования. Был в курсе спортивных
событий, но ни за кого никогда не болел. Когда играл сам, выигрыш был ему
интересен только как решение некой задачи или проверка гипотезы, ну еще иногда
как действие, в котором возможна и красота. В футбольном нападении отличался
виртуозной обводкой, часто выходил один на один, но из выгоднейших положений
нарочно не забивал: то паснет назад или ждет, пока еще кто-нибудь выскочит
на удар, то начнет финтить перед вратарем, пока не отберут мяч. "Ну что ж ты
делаешь, мерин ты водовозный! Опять выкаблучиваешься!.." Правда, в
качестве вратаря он подобного не допускал, за реакцию получил даже титул
вратаря-обезьяны. А настоящим асом стал в жанре пуговичном...
— Пуговичном?..
— Да, а что вас удивило? Пуговичный футбол — прошу вас, коллега,
непременно указать это в книге на видном месте — придумал и ввел в спортивную
практику ваш покорный слуга, отчего несколько пострадала одежда моих родителей.
В одиннадцать лет от роду на что только не пойдешь в поисках хорошего
центрфорварда...
— Серьезно, так вы и есть тот неведомый гений?.. По вашей милости, стало
быть, и я срезал с папиного пиджака целую команду "Динамо"?
— Кляча тоже отдал должное этому типично-обыкно-венскому увлечению, но и
оно у него имело не спор-
141
тивный характер, а было одним из способов мыслить, каждая позиция была
чем-то вроде уравнения, в которое подставлялись всевозможные символы. Однажды
он даже начал развивать мне теорию Пи-футбола, как он его окрестил, толковал
что-то о модельных аналогах ограничения степеней свободы, где каждый промах,
если его выразить в математических терминах, дает структуру для сочинения
анекдота, тематическое зерно для сонатного аллегро или сюжет для романа. Уверял
меня, будто бы именно Пи-футбол натолкнул его на идею карт ы...
Этот момент тоже прошу отметить особо.
Где-то с середины шестого класса он начал составлять карту связи всего со
всем. Карта зависимостей, взаимопереходов и аналогий всех наук, всех искусств,
всех областей жизни и деятельности, всего, вместе взятого...
Ее нужно было как-то назвать, покороче, и он решил, что название "Эном" из
упомянутой уже игры — подходящее по звучанию.
Вначале Эном этот представлял собой действительно подобие карты, с
расчерченными координатами, с материками и островами, с невероятным количеством
разноцветных стрелок Потом видоизменился: стрелок стало поменьше, зато
появилось множество непонятных значков — шифров связей и переходов; наконец, от
плоскостного изображения дело пошло к объемному — какие-то причудливые фигуры
из пластилина, картона, проволоки...
Вот возьмем, например, длинноухий вопрос (его эпитет, он любил так
говорить: вопрос толстый, лохматый, хвостатый — вопросы для него были живыми
существами),— длинноухий, значит, вопрос: почему одним нравится одна музыка, а
другим другая? Это область отчасти музыковедения, отчасти социологии, отчасти
психологии... Показывал точку в системе координат, объяснял с ходу, что такое
социология, то есть чем она должна быть, сколько у нее разных хитрых ветвей...
В одну сторону отсюда мы пойдем к материку истории, не миновав континента
философии и полуострова филологии; в другую — к океану естественных наук
биологии, физике... Математика, говорил,— это самая естественная из наук, язык
Смысловой Вселенной... А вот идет дорожка к плоскогорью физиологии:
142
чтобы разобраться, почему в ответ на одни и те же звуки возникают разные
чувства, нужно понять, как человек чувствует, правда ведь? Чтобы это узнать,
надо узнать, как работают клетки вообще. Механизм клетки нельзя постичь, не
уяснив происхождения жизни, а для этого надо влезть в геологию, геофизику,
геохимию — в общем, в конгломерат наук о Земле; ну и конечно же, никак не
обойти астрономии, во всем веере ее направлений, все-таки Земля есть прежде
всего небесное тело. И вот мы уже прошли от музыковедения к проблеме
происхождения Вселенной, вот такие дела...
ТЕСНОТА МИРА
— Простите Дмитрий Сергеевич, все-таки не понимаю. Почему ваш вундеркинд
учился вместе с вами, в обычной школе? Неужели родителям и учителям было неясно.
..
— Спецшкол для профильно одаренных детей тогда еще не было, школ для
глобально одаренных нет и сейчас. Универсальность не давала ему права выбора
занятия, как иным не дает недоразвитость...
— А почему не перевели в старшие классы, экстерном? В институт, в
университет? Ведь в исключительных случаях...
— Перевести пытались, и даже дважды. Сначала, почти сразу же, из
нашего первого "Б" в какой-то далекий четвертый "А". Через две недели у матери
хватило ума отказаться от этой затеи. Во-первых, ему там. все равно было нечего
делать. А во-вторых, четвероклассники над ним издевались. Не все, разумеется,
|
|