|
Заказать сон среди дня. Эхо-магнит может включаться и два-три раза в день,
если, скажем, что-то серьезное предстоит вечером.
Тем, у кого нелады со сном, рекомендую эхо-магнитное самовнушение дважды в
день: раз в середине и другой вечером, за час-полтора до того, как намерены
ощутить сонливость. Если сонливость придет раньше срока, не огорчайтесь,
используйте по назначению.
154
ПОТЕРИ НА ТРЕНИЕ
Солоноватый вкус практики...
В. Л.
Методика вашего AT оказалась для меня слишком сложной. Ваши образы никак не
состыковывались с моим практически-утилитарным мышлением. Формулу я себе
сочинял по старому учебнику психотерапии. «Мне спокойно — глубокий вдох — легко
— глубокий вдох — хорошо» — глубокий вдох, фиксация на том, что вдох
действительно спокойный. «Дыхание — глубокое — вдох, фиксация, — ровное...
Сердце бьется спокойно, ровно, ритмично»... Слово на выдохе, вдох, фиксация
того, что сердце действительно бьется спокойно. Ну и т. д. Искомая мною суть —
не в принципе, а в технологии овладения, в мелких поэтапных операциях, которых,
увы, нет в вашей ИБС. Там широкие мазки, которые должны восприниматься как
музыка — душой. А если, как это случилось со мной, нет музыкального слуха? Я в
свое время учился на гитаре по самоучителю Каркасси. Настраивал гитару чисто
технически — чтобы дрожала от резонанса соседняя струна. Выискивал положения
нот. И только лет через пять я обнаружил, что у меня появился слух. И только
лет через десять я обнаружил, что могу уловить фальшивую ноту в неизвестном мне
произведении, исполняемом оркестром. Ваши же книги заведомо рассчитаны на людей,
имеющих слух — не музыкальный так душевный. А что же нам, прагматикам с
утилитарным мышлением, нам вы не хотите помогать? Наверно, хотите. Наверное, не
учли... На всех не угодишь. Но ведь ваша задача — именно угодить, если не на
всех, то на максимальное большинство, правильно я понимаю? (.)
(О
Спасибо за содержательное письмо. Ваш опыт саморазвития поучителен. Но мне
кажется, Вы напрасно запихиваете себя в плоские утилитаристы без душевного
слуха. Позвольте предположить, что Вы человек до чрезвычайности тонкий, ранимый,
с душой нежной и настолько сверхчуткой, что... Этот мозоль практицизма, защита
эта — лет, наверно, с 14—15?..
Разумеется, книга моя имеет пробелы, не свод инструкций, о чем и
предупреждал. Может быть, и хорошо, что
155
она не удовлетворила Вас, что Вы, поискав, самостоятельно сочинили себе
формулу. Еще лет через пяток обнаружите, что прорезался и душевный слух, я
уверен.
А насчет «угодить»... Ищу встреч. С Вами встреча произошла. (.)
Есть и письма, где разговор вроде бы ни о чем.
В. Л.
(...) не могу заниматься AT, потому что не могу заставить себя поверить в
нелепость. Что может дать аутотренинг человеку, целиком зависящему от условий,
от внешней среды? От тысячи обстоятельств, от него не зависящих? Измените
условия — изменится человек. Плохой мир — плохое подсознание. AT? Извините,
по-моему, это отвлечение от насущных проблем. (...) AT представляется чем-то
вроде вечного двигателя, а его по закону природы не может быть, всегда будут
потери на трение. Если взять себя в руки, то чем же работать? Ногами, что ли?
Выше себя не прыгнешь! (.)
(О
Не могу не согласиться с вами относительно невозможности вечного двигателя.
Барон Мюнхгаузен был, по-видимому, единственным в мире человеком, которому
удалось вытащить себя за волосы из болота, да еще впридачу с лошадью. Глаз
способен увидеть все, кроме себя, ну, еще уха разве. Рука может схватить что
угодно, но опять-таки не себя. По счастью, однако, у человека есть вторая рука,
а увидеть свои глаза и уши можно в зеркале или глазами общественности. Нашей
внешне-внутренней парности (начиная с двух полушарий мозга) в соединении со
способностью воспринимать свои отражения извне в принципе, вероятно, достаточно
для полного самообщения и самоуправления. Но для этого нужен еще и ЯЗЫК
самообщения. Методы, навыки. Психотехника, говоря иначе.
Все, чем снабдила нас Природа, — не идеально и не безошибочно; все, даже
самое здоровое и надежное, требует развития и доработки в действии, «доводки»,
как выражаются. Технологическая цивилизация с младенчества обучает нас общаться
с внешним миром и манипулировать всевозможными предметами и себе подобными
существами (в еще большей степени — быть объектами манипуля-
156
ции). Но в отношении самих себя она стремится оставить нас глухонемыми и
парализованными и делает это хотя и не со стопроцентным КПД, но все-таки
слишком успешно. И когда мы пытаемся применить к себе наши привычные
представления из механического мира и обращаемся к себе на его языке — логичном,
слишком логичном, — мы, как правило, терпим фиаско. У нашего тела и духа
другие законы, другая логика. Другой язык, близкий скорее к музыке и поэзии. (..
.) Воспринимаем мы себя не успешнее кошек. Отсюда и отчаяние, и попытки
взвалить вину то на несовершенство мира, то на темные силы подсознания.
Где же мы сами?..
Для прыжка выше себя. Да, мы зависим ото всего, начиная с погоды и
собственных генов и кончая последними событиями где-нибудь в Юго-Восточной Азии.
|
|