|
не цель и даже не средство, а только повод для нового подхода к себе и к жизни.
Тех многих, кого спасло ИБС, — спас не AT, а вера; не психотехника, а ее связь
с духовно-телесной целостностью, саморазвитием. (.)
Из почты ИБС и моих ответов.» На первых порах, случалось, так увлекался,
что за ночь-другую накатывал какому-нибудь разбередившему душу корреспонденту
целую книжечку — вариант психотехники для него лично: индивидуализированный AT,
персональные медитации— И вот что интересно: чем более лично, поштучно работал
— тем больше оказывалось в результате общего, годного для других, для многих!..
В чем дело, неужто же люди все-таки одинаковы? Нет, разные — и сугубо; но есть
общий Дух...
В. Л.
Мне 21 год, живу в городе Н-ске, работаю строителем, студент-заочник. Ваша
книга «Искусство быть собой» была у меня в руках только 4 часа. Я «проглотил»
ее и сразу же понял, что это именно то... Но, увы, книга была чужая™
История моей жизни (...)
Мои физические недомогания (...)
Мои психологические отклонения (...)
Как же быть?- AT для меня срочно, жизненно необходим! Я должен постичь
сущность самовнушения, должен
127
овладеть техникой аутотренинга во что бы то ни стало, иначе... (.)
Письмо, типичное из типичных. Суть пересказываю в «диагностической» части
ответа.
(О
Запас авторских экземпляров, к сожалению, давно израсходован. (...)
И психически, и физически ты здоров. А ту дисгармонию твоего духовного и
физического развития, которую описываешь, можно свести к трем главным
источникам, общим для многих и многих.
1. Подсознание против сознания. Напряжение против себя. (...) В твоем
случае, кроме прочего, это и причина «навязчиво неравнодушного» отношения к
вещам. «Вещизма» как мировоззрения у тебя нет — знаешь, понимаешь сознанием
истинную ценность барахла, но до подсознания свое понимание доводить
не умеешь. Иначе говоря: не научился чувствовать то, что знаешь, — творить
в себе, поддерживать, развивать ценности внутренние.
Отсюда и неуправляемые импульсы, хаос побуждений. Отсюда же скованность в
общении, нехватка непринужденности, неумение быть небрежным в несущественном —
и трудность сосредоточения на существенном...
AT сгодится вполне, но только в том случае, если ты уже знаешь, что для
тебя важно, ценно, — УЖЕ УВЕРЕН.
2. Усталость, которой может не быть. Мозг отказывается от хаоса. Реагирует
защитным торможением: притупление восприятия, отказ памяти, слабость мысли,
спазм сосудов (головные боли) и т. п. А сколько еще ненужных нагрузок! Накладок
всяческих — от неумения себя организовать, распределить время и силы, от общей
неграмотности — в отношении к своему телу и мозгу, к своей душе... Залавливаешь
себя малоподвижностью, душишь себя дурным воздухом, отравляешь тем, что
считаешь питанием...
Только в сочетании с ОК и здоровой жизненной философией аутотренинг поможет
тебе отдыхать и работать.
3. Эгоцентризм. Живо почувствовал, как ты напрягся, — и... «Ну, старая
пластинка, врачебная демагогия. Сейчас начнет объяснять полезность
самоотверженного труда и участия в общественной жизни. Интересно, а сам какой?»
Для справки сообщаю, что уличающих меня в нропове-
128
ди утопического альтруизма ровнехонько столько же, сколько и обвиняющих в
пропаганде разнузданного эгоизма. И те и-другие правы.
Пожалуйста, пойми, а если трудно понять — просто поверь, что «эгоцентризм»
во врачебно-психологическом смысле — не моральная оценка, не ярлык. Только
диагноз жизненного состояния, человеческого состояния. Нет, наш брат эгоцентрик
(за редкими выдающимися исключениями) не считает себя пупом Вселенной. Не
считает, но чувствует. Почему и предлагаю, ради вящей точности, называть нас не
эгоцентристами, а пупистами. Вчера был пупистом, потому что был несчастен,
болел живот, сегодня — потому что пишу книгу о Вселенной, а Вселенная мне
мешает, завтра буду потому, что наконец найду счастье, послезавтра — потому,
что пупист по убеждению.
Учуять свой пупизм так же трудно, как свой запах, обычно очень легко
улавливаемый любым ближним и даже дальним. Крупнейшая из общечеловеческих
проблем. Мы с тобою вдвоем ее вряд ли решим; но если желаешь себе добра —
поверь мне, уже слегка в себя внюхавшемуся, что нам же самим сильнее всего
вредит чрезмерная пуписти-ка. Что можно видеть, что понимать, упершись в
собственный пуп? Много раз проверял — ничего.
Эгоцентризм — и следствие, и причина множества твоих неурядиц, на всех
фронтах. Эгоцентризм непроизвольный. Эгоцентризм понятный, оправданный. Ты
ведешь трудную, одинокую борьбу — и доныне почти вслепую — за здоровье, за
будущее, за свою судьбу... Не на кого рассчитывать, кроме себя, не на кого
опереться. А в работе над собой ведь опять надо заниматься собой — как же
выскочить из этого круга?..
Заниматься собой без ограничеююсти собой. Угрозу внутреннего одиночества и
духовного обеднения ты уже сам почувствовал. Отсюда и потеря ощущения смысла
жизни.
Не окажет ли AT медвежью услугу? Не вызовет ли еще большей фиксации на себе,
|
|