|
«Искусство быть собой» (ИБС). Аутотренинг (AT). Книги как дети — уходят и
возвращаются с какой-нибудь неотложной нуждой...
(О
...у меня впечатление, что Вы все-таки чересчур неровно
дышите к психотехнике, преувеличиваете значение и технического (не говорю:
практического) прицела моих книг. Если бы я не понимал, почему — обижался бы,
что не замечают художника. После маленького ИБС, верней, сразу же после той
первой статейки в «Юности»...
124
Как нас учили?.. Чтобы не болеть, нам надобно себя преодолеть.
СЕБЯ?! Вот-вот. Привычная нелепость. Как можно? Осадить себя, как крепость?
А кто внутри останется?.. Скребя в затылке, снова задаюсь вопросом: как может
глаз увидеть сам себя без зеркала? Чьим глазом? Даже с носом не можем мы
поделать ничего без любопытства друга своего.
Но как же, как гипнозу не поддаться, когда очередной великий спец дает
набор простых рекомендаций, как жить (читай: как оттянуть конец) и умереть
красивым и здоровым. Продашь и душу за такой гипноз. И хоть интеллигент воротит
нос, и он непрочь найти обед готовым...
Жаждущий, страждущий, алчущий океан, черная дыра — армия психопотребителей,
несметные полчища, сонмы... Мне говорят теперь — вы, мол, первым интуитивно
учуяли этот бездонный, безумный вакуум совпсихологии, бросили туда парочку
спасательных кругов, вызвали сверхреакцию (на безрыбье...) — и сотворили нечто
вроде импритинга, запечатка, определяющей первомодели — из себя самого.
Психописатель, Советчик по всем вопросам, Универсал-Консультант,
Проблеморешатель. Причем тут художественность?..
Я отвечал: какая уж тут интуиция, орут криком. Я сам психопотребитель
среднего уровня; и здесь не одна только совпсихология. Всечеловеческая Черная
дыра эта есть всеобщее несоответствие желаемого и возможного. И всеобщая
смертность, между прочим. Совпсихология отличается, может быть, лишь привычкой
к мнимой бесплатности (манна небесная падать должна, обязана), да привкусом
восторженного хамства. Что же до отпечатка, то да, безрыбье. Я оказался первой
и надолго единственной ласточкой психобума, набравшего силу лишь пару десятков
лет спустя. Угодил в классики и почти в пророки. Кошмарная ролевая яма (ее
запечаток несравненно древнее, чем можно вообразить, древнее даже шаманства).
Зато — превос-
125
ходная обратная связь. Длительный массовый подетальный обзор — как
воспринимается, как воздействует эта самая психотехника — по разным
путям-каналам и в том числе через печатное слово. Думаю, не было еще на свете
писателя, вынужденного так изучать своего читателя, как пришлось Вашему
покорному слуге. Психологию психопотребителя (да и психопроизводителя тож) я,
наверное, знаю лучше, чем расположение мебели в своем доме.
И что же, каков итог?..
Прежде всего, несоответствие, вопиющее. Посулы и упования — грандиозные.
Результаты — скажем так, скромненькие. У большинства тех, кому психотехника (и
AT в том числе) обещает, как минимум, избавление от несчастий и, как максимум,
счастье — не получается, попросту говоря, ни шиша. (Я употребил это выражение,
вспомнив вопрос одной читательницы ИБС: «На какие шиши быть собой?») Есть,
однако же, всегда есть и осчастливленное меньшинство, как в лотерейных играх.
Такое неравенство полюсов, видимо, и поддерживает рыночное напряжение. Спрос на
жанр в общем не падает, хотя отдельно взятые авторитеты (например, Карнеги)
выдыхаются очень быстро.
Вы спросите, почему так. Причин несколько. Одну я назвал бы так: барьер
овладения. Лишь меньшинство добивается чего-то существенного при изучении
любого серьезного предмета — скажем, иностранного языка, остальные застревают
где-то на подступах. Разочаровываются, бросают, во вкус не войдя и не
углубившись. Еще большее большинство даже и не пытается подступиться — ведь это
путь в неизведанное, сразу боятся. (То, что кажется благородной ленью, на самом
деле обычно самый элементарный животный страх, на уровне подсознания.) Другие
никак не возьмут в толк, что обучение психотехнике — не совсем то, что обучение,
допустим, вождению автомашины. (А и там все главное начинается после получения
прав — на дороге.) Имеются и граждане чрезвычайно серьезные, начинающие с
психотехники и кончающие психолечебницей. Они и так там бы кончили, но
психотехника помогает им быстрей двигаться по избранному пути. С этой частью
своей заочной пациентуры я пережил немало неприятных моментов...
"-т.~о ^е такое эта самая психотехника, как ее все-таки понимать?
126
Как искусство взаимодействия человека и мира. Человека и человека. Человека
— и самого человека Искусство внутреннего и внешнего поведения.
Как двигаться, как питаться, дышать; как глядеть на людей, на себя; что
принимать за ценность и смысл жизни; к чему стремиться, во что верить — и КАК,
всевозможные КАК, в том числе — как умирать... И это все психотехника. Ведь все
связывается со всем через психику, не иначе. Не «как» чтобы «что», а «как»
чтобы «зачем». Не инструкции, а духовное проникновение, очарование знанием и
самопознанием — вот что такое настоящая психотехника.
Любопытно, кстати: подавляющее большинство самых благодарных отзывов на ИБС
я получил от тех, кто, прочитав книгу, не стал заниматься по ней AT, а просто...
просто с удовольствием прочитал, да не единожды. Это как раз те, кто
почувствовал психотехнику в самом духе книги, написанной, между прочим, почти
исключительно для себя. Я этой книгой лечился и большего не желал. AT для меня
|
|