|
Светильник с зеленым абажуром на самодельном столике, заваленном книгами;
свет не яркий, но позволяющий оглядеться. Книги, сплошные книги, ничего, кроме
книг: хребты, отроги, утесы на голом полу, острова, облака, уже где-то под
потолком. Купол лба, мерно вздымающийся на всплывах дыхания. Что-то еще кроме
книг... Старенькая стремянка. Телевизор первого выпуска с запыленной линзой.
Двухпудовая гиря. МЕТРОНОМ.
Мстительная физиология напомнила о себе сразу с двух сторон. В одном из
межкнижных фьордов обнаружил проход в кухоньку.
На обратном пути произвел обвал: обрушилась скала фолиантов, завалила
проход. Защекотало в носу, посыпалось что-то дальше, застучал метроном.
«Теория вероятностей»... Какой-то арабский, что ли, — трактат? — знаковая
ткань, змеисто-летучая, гипнотизирующая... (Потом выяснил: Авиценна. «Трактат о
любви».)
104
«Теория излучений». Да-да... И он, который в отключке там, все это... На
всех языках?..
У диванчика обнаружил последствие лавины: новый полуостров. Листанул —
ноты: «Весна священная» Стравинского, Бах, Моцарт...
„А это что такое, в сторонке, серенькое? Поглядим.
«Здоровье и красота для всех. Система самоконтроля и совершенного
физического развития доктора Мюллера».
С картинками, любопытно. Ух ты, какие трицепсы у мужика! А я спорт забросил
совсем. Вот что почитать надо.
Подошел на цыпочках.
— Борис Петрович... Боб... Я пошел... Я приду, Боб.
Два больших профиля на полу: изуродованный и безмятежный, светящийся —
раздвинулись и слились.
...Утром под мелодию «Я люблю тебя, жизнь» отправляюсь на экзамен по
патанатомии. Лихорадочно дописываю и рассовываю шпаргалки — некоторая
оснащенность не повредит... Шнурок на ботинке на три узла, была-а-а бы только
тройка... Полотенце на пять узлов, это программа максимум... Ножницы на пол,
чайную ложку под книжный шкаф, в карман два окурка, огрызок яблока, таблетку
элениума, три раза через левое плечо, ну и все, мам, я бегу, пока, ни пуха ни
пера, к черту, по деревяшке, бешеный бег по улице, головокружительные антраша
выскакивающих отовсюду котов...
ВОЗВРАТ УДИВЛЕНИЯ
...Как же, как же это узнать... откуда я, кто я, где нахожусь, куда дальше,
что дальше, зачем... зачем..: нет, нет, не выныривать, продолжать колыхаться в
тепловатой водице... света не нужно... я давно уже здесь, и что за проблема,
меня просто нет, я не хочу быть, не хочу, не надо, не надо меня мять, зачем вам
несущество — ПРИДЕТСЯ СОЗДАТЬ НАСИЛИЕ — застучал метроном...
Я проснулся, не открывая еще глаз, исподтишка вслушался. Нет, не будильник,
с этим старым идиотом я свел счеты два сна назад, он умолк навеки, а стучит
метроном в темпе модерато, стучит именно так, как стучал... Где? Кто же это
произнес надо мной такую неудобную фразу... Что создать?.. А, вот что было: я
валялся на морском дне, в неглубокой бухте, вокруг меня шныряли рыбешки,
копошились рачки, каракатицы, колыхались медузы, я был пере-
105
зрелым утопленником, и это меня устраивало; а потом этот громадный седой
Глаз... Метроном все еще стучит, — стало быть, я еще не проснулся, это тот
самый дурацкий последний сон, в котором тебя то ли будят в несчетный раз, то ли
опять рожают, и можно дальше — ПРИДЕТСЯ СОЗДАТЬ НАСИЛИЕ — метроном смолк. Что
за черт, захрипел будильник. Проснулся. Вот подлость всегда с этими снами:
выдается под занавес что-то страшно важное — не успеваешь схватить... Вставать,
увы, пересдавать проклятую патанатомию.
О благодарности
(Из записей Бориса Калгана)
(...) Не все сразу, мой мальчик, ты не готов еще, нечем видеть.
Мы встретились для осуществления жизни. Важно ли, кто есть кто.
Мимолетностью мир творится и пишутся письмена.
Потихоньку веду историю твоей болезни, потом отдам, чтобы смог вглядеться в
свое пространство. Болезнь есть почерк жизни, способ движения, как видишь и на
моем наглядном пособии.
Будешь, как и я, мучиться тайной страдания, благо ли зло — не вычислишь.
Только цельнобытие даст ответ. Я уже близок к своему маленькому итогу, и что
же? Для уразумения потребовалось осиротение, две клинические смерти и сверх
того множество мелочей. Не скрытничаю, но мой урок благодарности дан только мне,
а для тебя пока абстракция... Разум — только прибор для измерения собственной
ограниченности, но как мало умеющих пользоваться... Поэтому не распространяюсь,
придешь — займемся очистительными процедурами (...)
Человека, вернувшего мне удивление, я озирал с восторгом, но при этом почти
не видел, почти не слышал.
Однорукости не замечал отчасти из-за величины его длани, которой с избытком
хватило бы на двоих; но главное — из-за непринужденности, с какой совершались
двуручные, по сути, действия. Пробки из бутылок вышибал ударом дна о плечо.
Спички, подбрасывая коробок, зажигал на лету. Писал стремительно,
связнолетящими, как олимпийские бегуны, словами. (Сейчас, рассматривая
1Q6
этот почерк, нахожу в нем признаки тремора.) Как бы независимо от могучего
массива кисти струились пальцы — двойной длины, без растительности, с
|
|