|
Возможно, нам следует заранее примириться с тем, что любое суждение о
человеке в той или иной мере и ошибочно и верно.
«Величайшая трудность для тех, кто занимается изучением человеческих
поступков, состоит в том, чтобы примирить их между собой и дать им единое
объяснение, ибо обычно наши действия так резко противоречат друг другу, что
кажется невероятным, чтобы они исходили из одного и того же источника. Мне
часто казалось, что даже лучшие авторы напрасно упорствуют, стараясь
представить нас постоянными и устойчивыми. Они создают некий обобщенный образ и,
исходя затем из него, подгоняют под него и истолковывают вес поступки данного
лица, а когда его поступки не укладываются в эту рамку, они отметают вес
отступления от нее...
Мы обычно следуем за нашими склонностями направо и налево, вверх и вниз,
туда, куда влечет нас вихрь случайностей. Мы думаем о том, чего мы хотим, лишь
в тот момент, когда мы этого хотим, и меняемся, как то животное, которое
принимает окраску тех мест, где оно обитает. Мы меняем то, что только что
решили, потом опять возвращаемся к оставленному пути; это какое-то непрерывное
колебание и непостоянство... Мы не идем, а нас несет, подобно предметам,
которые уносятся течением реки то плавно, то стремительно, в зависимости от
того, спокойна она или бурлива...
...Не только случайности заставляют меня изменяться по своей прихоти, но и
я сам, помимо того, меняюсь по присущей мне внутренней неустойчивости, и кто
присмотрится к себе внимательно, может сразу же убедиться, что он не бывает
дважды в одном и том же состоянии... В зависимости от того, как я смотрю на
себя, я нахожу в себе и стыдливость, и наглость; и целомудрие, и распутство; и
болтливость, и молчаливость; и трудолюбие, и изнеженность; и изобретательность,
и тупость; и лживость, и правдивость; и ученость, и невежество; и щедрость, и
скупость, и расточительность...
Мы все лишены цельности и состоим из отдельных клочков, каждый из которых в
каждый момент играет свою роль. Настолько пестро и многообразно наше внутреннее
строение, что в разные моменты мы не меньше отличаемся от себя самих, чем от
других...»
Я бы подписался под этим, но это написал Монтень четыреста с лишним лет
назад. За это время схематические типологии людей — характеров, личностей,
темпераментов — плодились не переставая, и конца им не видно. Кречмеровские
шизотимики и циклотимики — тоже «большие абстракции», которыми психология,
кажется, уже сыта по горло. Все эти подразделения слишком широки, потому
что под одну рубрику подпадает великое множество совершенно различных людей,
и слишком узки, потому что ни один человек никогда ни в одну рубрику целиком не
укладывается, тип всегда прокрустово ложе.
И тем не менее... Тем не менее без типологий не обойтись. Они нужны, потому
что все-таки помогают как-то прогнозировать человека, помогают мыслить, пока мы
помним об их искусственности и условности. При взгляде на человека «поперек»
это просто необходимо.
Человек — как дом; с высоты полета можно определить общий тип строения; на
земле, в непосредственной близости, видны архитектурный стиль и черты
индивидуального решения, если они есть. Для тех, кто живет в этом доме, он
всегда уникален и не сравним ни с какими другими...
Короче, что же мы все-таки скажем насчет того, что у черта и у добродетели
нос острый, а при юморе толстый?
УДИВИТЕЛЬНОЕ ИЗЯЩЕСТВО
Ко мне пришел старый товарищ, навещающий меня довольно регулярно.
На сей раз я ему понадобился профессионально.
В чем дело?
А вот в чем: на данный момент он превратился в зануду с толстым носом.
Так по крайней мере он сам себя воспринимает.
— Сам себе противен. Жуткая лепр
— Но ты всегда был ленив, сколько я тебя помню.
— Не то. Приходишь домой, валишься на диван. Лежал бы целый день.
— Устаешь.
— Раньше работы было больше, приходил как огурчик.
— Переутомился, накопилась усталость. - Уставать не с чего.
— А что?
— Да не знаю сам. Повеситься охота.
— Я те дам.
— Серьезно.
— Я тебя сам повешу, давно собираюсь.
Вижу, что серьезно. Не настолько, чтобы класть в клинику, но лечить надо.
Переменился, голос стал надтреснутым. И весь он притушенный какой-то или
придушенный. И я знаю, на этот раз у него ни дома, ни на работе, ни в сердечных
делах ничего не переменилось к худшему, все в полном порядке. Эта штука,
депрессия, в нем самом, и это меня не удивляет.
(Что-то подобное было две или три весны назад, :тогда он тоже сник, скис на
некоторое время без всяких видимых причин, но все незаметно само собой обошлось.
)
— Ясно, доктор.
Он покладист. Он всегда был покладист, за исключением эпизодических вспышек
|
|