|
человека. Но если ему по тем или иным причинам все же суждено психически
заболеть (скажем, в результате упорного пьянства), то вероятность появления
шизофренических расстройств у него выше.
Дальше — шизоид. Это уже грань: у этого человека при неблагоприятных
условиях и самопроизвольно легко могут вспыхнуть реакции шизофренического типа
или сама шизофрения, болезненный процесс, меняющий личность. Это носитель
предрасположенности. Но и он совеем не обязательно должен заболеть! И он может
быть психически устойчив! В семьях шизотимиков и шизоидов, однако, чаще, чем в
средних, можно встретить настоящих больных шизофренией. Но, повторяю, к
шизофрении как болезни шизотимик и шизоид могут не иметь никакого отношения.
По другую сторону оси стоят соответственно цик-лотимик и циклоид. Здесь
повышается вероятность появления волнообразных колебаний тонуса-настрое-пия и
понижаются шансы на шизофрению (что все-таки не исключает, как заметил и сам
Кречмер, развития шизофрении у циклоида и циклотимии у шизоида). Граница между
«-тимиками» и «-оидами», конечно, условна и четко неопределима, так же как
грань между «-оидами» и больными... Представители обоих полюсов, в том числе и
тяжелобольные, могут иметь любую степень интеллекта, одаренности, социальной
ценности.
Это в общем элементарное подразделение было быстро подхвачено. Посыпались
исследования, и скоро уже нельзя было разобрать, что принадлежит Кречмеру,
что попутчикам и последователям. Ганнушкин, глава нашей психиатрии тех лет,
нашел креч-меровский подход плодотворным: он совпадал с его идеями «пограничной
психиатрии», и вскоре в школе Ганнушкина самостоятельно были описаны эпилептоид,
истероид и некоторые другие типы, весьма жизненные и вместе с тем родственные
соответственным патологическим формам.
Разумеется, не обошлось и без критики, в которой было много и справедливого
и несправедливого. С какой это стати мы должны считать каждого потенциальным
шизофреником или еще кем-то? Неужели здоровье — просто смесь задатков
всевозможных болезней, как белый цвет — смесь всех цветов радуги? А в конце
концов, как писал один оппонент, «понятие шизоид просто подставляется вместо
понятия человек, и все сводится к тому, что и у шизофреников есть некоторые
общечеловеческие черты».
М-да...
Не знаю, когда влияние Кречмера было плодотворнее: когда я своими глазами
видел и лечил представителей описанных им типов или когда с разочарованием
убеждался в его неправоте, в неприменимости подхода. (Был ли кто-нибудь из тех,
кто пытался понять человека, до конца прав? Был ли кто-нибудь не односторонен?)
Всего более будят мысль несовершенства, поспешности и незаконченности.
Кречмер сделал попытку перескочить через свое время, попытку с негодными
средствами, но тем и привлекательную. Я с увлечением прослеживал его радикалы у
самых разных людей и у самого себя: это ввело некое новое измерение в мое
понимание людей, мне стало легче предугадывать (предчувствовать) некоторые
важные стороны их поведения. И в то же время в этих попытках, столь же часто
бесплодных, сколь и успешных, мне стало особенно ясно, какое многомерное
существо человек и как плоско наше обыденное мышление.
Сколько уже веков пытается человечество запихнуть самого себя в различные
классификации и типологии, и из этого ничего путного не выходит. Вместо типов в
конце концов получаются стереотипы, вроде всем известных «школьных»
темпераментов — меланхоликов, холериков, сангвиников и флегматиков. Я написал
было о них целую главу, где хитрейший и циничнейший наполеоновский министр Фуше
как флегматик попал на одну доску с добрейшим Иваном Андреевичем Крыловым.
Античный герой Геракл оказался одной породы с тем злополучным павловским псом,
который чуть что мочился под себя, — оба оказались меланхоликами. В сангвиники
попали Николай Ростов, святой Петр, Дюма-отец, Ноздрев, Леонардо да Винчи,
Остап Бендер. В холерики... Словом, глава сама себя зачеркнула. И это несмотря
на то, что класссическую четверку мне удалось опознать и в типологии девушек,
которых великий Брама создал на радость мужчине (смотри индийский трактат о
любви «Ветвь персика»), и в описаниях поведения новорожденных младенцев.
Не случится ли такое с тем, что я пишу сейчас? Не знаю, не знаю...
На человека можно смотреть по-разному.
Можно следовать за нитью его жизни, от начала и до конца, и мы увидим, как
он идет по ней, оставаясь самим собою и не оставаясь.
Мы увидим кинофильм памяти.
Это будет человек вдоль, человек во времени и пространстве своего развития.
Судьба, биография, траектория личности. У одного она напоминает параболу, у
другого — подобие синусоиды, у третьего — хаотический путь молекулы в
броуновском движении.
Но па любой точке линии жизни можно остановиться и провести
исследовательский разрез. И тут перед нами встает реальная личность как факт на
сегодня.
Можно прокрутить кинопленку с бешеной скоростью, сжав ее до одномоментной
фотографии. Можно ставить человека в бесчисленные ряды сопоставлений с себе
подобными и не подобными. Ребенок — в сравнении с другим ребенком, с обезьяной,
с машиной, со стариком. Это будет человек поперек, человек насквозь. Когда
говорят о типах, то обычно берут человека в таком вот поперечном измерении.
В жизни же мы видим людей и продольно и поперечно, но никогда ни в одном
измерении — до конца, никогда исчерпывающе. Всегда — провалы, пробелы.
Всегда меньше, чем есть, и больше, чем можем осмыслить. И дефицит информации и
избыток.
|
|