|
нашли девушку более привлекательной на одной из фотокарточек, но ни один не
сумел вразумительно объяснить почему. «Здесь симпатичнее», и все. Решительно
никто не заметил, что на более симпатичной фотографии у блондинки слегка
расширены зрачки. И только. Более прозрачной иллюстрации роли подсознательных
восприятий в наших предпочтениях, пожалуй, не найти. Остается гадать, почему
расширенные зрачки придают симпатичность. Зрачки расширяются, во-первых, от
темноты, во-вторых, от сильных эмоций. Ну и, конечно, от атропина, растительный
источник которого имеет старинное название «белладонна». Красавица. Эффект
известен, оказывается, испокон веков.
Мы сидели в кафе, в центре Москвы.
— Вон посмотри, за столом двое. По спинам вижу, что иностранцы.
Я взглянул: мужчина и женщина; лиц не видно; одежда ничем особенным не
отличалась, но спины (или затылки?) были действительно иностранные, это я тоже
сразу заметил. Мы убедились, что не ошиблись, хотя уяснить себе, в чем же
именно состояло иноподданство спин, так и не смогли.
Слово «личность» имеет корень «лицо», и в этом глубокий смысл. Начав с
физиономии, мы сразу очутились на пересечении индивидуальности и механизмов
общения. Лицо всегда было и остается самой открытой и загадочной
психогностической книгой — зеркалом, в котором душа в редкие моменты
показывается обнаженной.
Наша взаимная психогностика по большей части малоуспешна, но порой
необъяснимо точна, и парадокс общения состоит в том, что мы знаем друг о друге
и меньше и больше, чем полагаем. Практической интуиции не остается ничего иного,
как смело и грубо врезаться в то тончайшее и сложнейшее, к чему наука еще
только ищет пути.
О ТОЛСТОМ ДЬЯВОЛЕ II ТОЩЕМ ЧЕРТЕ
Глава вторая, где наряду с рассуждениями о темпераменте, типах и прочая
продолжается разговор о наружности
ЗДОРОВЬЕ ДРУГИМИ СРЕДСТВАМИ
«Черт простого народа большей частью хулой, с тонкой козлиной бородой на
узком подбородке, между тем как толстый дьявол имеет налет добродушной глупости.
Интриган — с горбом и покашливает. Старая ведьма — с высохшим птичьим лицом.
Когда веселятся и говорят сальности, появляется толстый рыцарь Фальстаф с
красным носом и лоснящейся лысиной. Женщина из народа со здравым рассудком
низкоросла, кругла как шар и упирается руками в бедра.
Словом, у добродетели и у черта острый нос, а при юморе — толстый. Что мы
на это скажем?»
Таким игривым вступлением начал свою серьезную книгу «Строение тела и
характер» Эрнст Кречмер, немецкий психиатр. В двадцатые года, когда Фрейд
штукатурил и конопатил здание психоанализа, а Павлов завершал постройку системы
условных рефлексов, этот энергичный врач, гипнотизер-виртуоз, оригинальной и
изящной концепцией соединил психиатрию и психологию с антропологией,
эндокринологией и генетикой. И физиономика была тут как тут. Но самым
сенсационным было то, что Кречмер впервые соединил душевную болезнь со
здоровьем. Из его взглядов вытекало, что болезнь, как война в политике, есть
продолжение здоровья другими средствами.
Имея дело, как и всякий психиатр, с нескончаемой вереницей пациентов и их
родственников, Кречмер поначалу задался целью всесторонне сравнить
представителей двух главных «больших» психозов — шизофрении и
маниакально-депрессивного, или циклотимии.
(Шизофрения — буквально «расщепление души» — психическая болезнь с
разнообразной и сложной симптоматикой. Основными симптомами считают нарушение
эмоционального контакта с окружающими и своеобразные расстройства мышления.
Многие психиатры, в том числе автор этой книги, считают, что под названием
«шизофрения» скрывается не одно, а множество психических заболевании различной
природы. Циклотимия — буквально «круговое настроение» — болезнь, для которой
характерны в первую очередь сильные колебания, подъемы или спады настроения и
общего тонуса.)
Его поразило, что не только и не столько симптомы болезни, сколько общий
склад личности больных, их телосложение, характеры родственников,
психологическая атмосфера в семьях оказывались противоположными.
Шизофрения и циклотимия в своих типичных проявлениях как будто избегали
друг друга. Кречмер кропотливо исследовал родословные, прослеживал судьбы линий
и поколений, и логика наблюдений уводила его все дальше за пределы узкого
клиницизма. Постепенно выкристаллизовались два больших типа психофизической
организации: словно два полушария, в которых обе болезни оказывались полюсами.
Он увидел, что психическое здоровье не имеет никаких абсолютов, что клиника —
прибежище крайних жизненных вариантов, не могущих приспособиться, что психоз
вбирает в себя, как в кулак, то, что разбросано в текучей мозаике темпераментов
и характеров.
И вот знаменитая ось «шизо — цикло».
Если в середине поставить обычного, среднего человека, каких масса,
рассуждал Кречмер, то можно считать, что у него радикалы «шизо» и «цикло»
находятся в относительном равновесии. Это еще область чистой нормы, равновесие
вполне устойчиво, психика шизотимика может быть даже стабильнее, чем у среднего
|
|