Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Психология для Чайников... :: Владимир Леви :: ВЛАДИМИР ЛЕВИ - Я и МЫ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 90
 <<-
 
увеличение букв к концу слова означает искренность, доверчивость и 
сентиментальность, а уменьшение — хитрость и осмотрительность, и даже готов 
согласиться с тем, что плотное прилегание букв в словах при больших интервалах 
между самими словами соответствует истеричности. Но когда Зуев-Инсаров 
утверждает, что слишком длинные хищные черты и петли на буквах «у», «р», «д», 
постоянно задевающие нижнюю строку, означают неумение логично мыслить, — это 
уже просто возмутительно: я сам так пишу.
    Н. А. Бернштейн, наш выдающийся физиолог, говоря о почерке как 
разновидности навыкового движения, указывал, что ои слагается из переменных 
«существенных» и «несущественных». «Существенные» переменные, твердо 
фиксированные мозговые программы движений и определяют удивительное постоянство 
почерка. Их сейчас в совершенстве научились распознавать электронные машины, 
которым поручают экспертизу почерка в ответственных юридических случаях. Но 
расшифровка кода, которым эти переменные связаны с психическими свойствами, — 
дело будущего, может быть, уже недалекого.
    Самая большая беда графологов, как и многих иных претендентов на знание 
человеческой души, в неопределенности самого предмета исследования. Чтобы знать 
личность, нужно знать, что мы хотим о ней знать. Закорючки и завитки почерка 
разложить по полочкам, вероятно, не так уж сложно, но кто возьмется точно 
определись, что такое впечатлительность?
    В русском языке, По подсчету профессора К- К- Платонова, содержится более 
полутора тысяч слов, обозначающих различные свойства характера, личности, души. 
Это просто необозримо, особенно если представить себе все их возможные 
сочетания для описания одного человека и если учесть, что все эти определения 
частично перекрывают друг друга, а вместе с тем каждое имеет свой неповторимый 
нюанс, тысячекратно меняющийся от соприкосновений с другими. Человек веселый и 
добрый; человек веселый и наглый. Разная веселость? А сколько психических 
качеств вообще не имеет определений? Графолог, пытающийся увязать закорючки 
письма с этой стихией, подобен человеку, вознамерившемуся выловить удочкой рыбу 
из океана.
    И все же бывают случаи, когда по почерку удается весьма тонкая 
психогностика. Когда я распечатываю очередное письмо от незнакомого человека, 
беглого взгляда, брошенного на строчки, иногда уже на конверт, достаточно, 
чтобы некое ощущение если и не подсказало, от какой личности и о чем письмо, то 
по крайней мере сразу отсекло множество вариантов... Здесь, конечно, 
срабатывает интуитивный статистик, сидящий в каждом из нас.
    
    О ТОМ, ЧТО МОЖНО УЗНАТЬ О ЧЕЛОВЕКЕ П0 ТЕЛЕФОНУ
    
    (Психологема пятая, и последняя)
    Это о голосах. О психологии голоса. Да, это тема. Только вот сейчас мне 
подумалось, что, хоть тема эта бесконечно емка, вряд ли о ней можно много 
сказать. Тут надо просто слушать как музыку. О музыке ведь пишут неимоверно 
много и иногда прекрасно, но все это не имеет к ней никакого отношения.
    Итак: два телефонных звонка. Совершенно нейтральные и неииформативные: оба 
раза спрашивали отсутствующего, узнавали, когда будет. Первый голос .мужской, 
очень высокий, на одной ноте, говорил быстро, комкая слова. Второй — глубокий 
бас с четкими модуляциями.
    Каковы внешность и характер звонивших?
    Разбор. Сразу скажу, есть люди, их немного, которые умеют определять по 
голосу, и довольно точно, физический и психический облик. Вы звоните по 
телефону, они в первый раз вас слышат, но уже видят насквозь. Вот так-то. Это 
не блеф, таких людей выявил в специальном исследовании американский психолог 
Олпорт. Среди них больше женщин. Экстравертов и интравертов они определяют 
сразу.
    Один знакомый автора, психолог-любитель, во дни туманной юности производил 
эксперименты по следующей оригинальной четырехступенной методе:
    1)   набираются наугад импровизированные номера телефонов, пока не ответит 
юный женский голос, что происходит   при   должном   напряжении  интуиции   в 
50 процентах случаев с первой же попытки;
    2)   устанавливается вокальный контакт, при оптимальном  интонировании  
удающийся  в  70  процентах случаев;
    3)  на основании вокальных характеристик испытуемой сообщаются детали ее 
внешности, биографии и личной жизни, чем   в   99   процентах   случаев 
достигается   заинтересованность  в    продолжении  эксперимента;
    4)   назначается визуальное свидание, во время которого  результаты 
эксперимента подвергаются контрольной проверке.
    Данные об окончательных результатах пока еще не обработаны статистически, 
так что сообщить о них я ничего не могу. Имеется, однако, гипотеза, согласно 
которой результат третьей ступени основывается преимущественно на эффекте 
неопределенности, он же таинство демагогии, о котором смотрите выше. 
Эксперименты были прерваны после того, как коллега нарвался: одна из испытуемых 
уже на первой стадии сообщила ему такие подробности о его психофизическом 
облике, что ему пришлось срочно доставать путевку в психоневрологический 
санаторий. Телефонный невроз у него продолжается до сих пор: звонить он 
решается только хорошо знакомым людям, да и то после долгих раздумий и 
колебаний, испытывая при этом сердцебиение, сухость во рту и неприятную дрожь в 
коленках.
    Итак, гипотеза о звонивших; первый голос: интраверт и шизотимик, 
меланхолический холерик, возможно, невротик, интеллектуален, вряд ли хороший 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 90
 <<-