|
По закорючкам и завиткам судили о таких больших и туманных вещах, как
фантазия и воля, и, конечно, предсказывали судьбу, давали советы по части
семейного бытоустройства. В лучшем своем виде это был и есть увлекательный
психологический спорт, рискованное искусство энтузиастов, дух которого как
нельзя лучше передан героиней «Успеха» Фейхтвангера.
Постепенно в сырой массе домыслов, противоречий и откровенной чепухи
откладывались и солидные наблюдения и некоторые трезвые умозаключения.
Сопоставляли почерки и биографии, и некоторые параллели не могли не привлечь
внимания.
Еще римский историк Светоний заметил, что император Август, отличавшийся
скупостью, «писал слова, ставя буквы тесно одна к другой, и приписывал еще под
строками». Юноша, преувеличенно ярко одевавшийся, всячески пускавший пыль в
глаза, имел и вычурный почерк; когда эта склонность прошла, почерк упростился —
подобных случаев было сколько угодно.
Обратили внимание, что если человек с завязанными глазами пишет на
вертикальной доске, то при повышенном настроении строка уходит вверх, при
подавленном — вниз. Почерк молодой женщины, разошедшейся с мужем и потрясенной
этим разрывом, в течение месяца из сильно косого превратился в совершенно
прямой; когда же через несколько лет состоялось примирение, почерк снова
стал наклонным.
Нельзя было не заметить сильных отклонений в почерке некоторых
душевнобольных, и в нескольких случаях графологи сумели предсказать психическое
заболевание за год-другой до его открытого проявления. Русские графологи
обратили внимание, что почерк Есенина в последние годы жизни, омраченные
алкоголизмом и душевным распадом, из совершенно связного превратился в
изолированный, в котором каждая буква жила как бы своей собственной жизнью.
Интриговало многих так называемое аркадическое письмо, в котором много дуг
и соединений вверху букв и мало внизу («ш» пишется, как «т»); такой почерк, как
уверяли графологи, свойствен человеку, заинтересованному преимущественно в
форме, во внешнем эффекте, и будто бы часто встречается у людей
актерски-авантюристического склада.
Ни одно из соотношений почерка и характера, на которых настаивают графологи,
конечно, не достоверно в полном смысле этого слова. Однако среди них можно
выделить ряд таких, которые кажутся по крайней мере естественными. Некоторые из
этих соотношений вполне прозрачны и даже туповаты в своей логичности; в других
угадывается явственно или смутно какая-то общая компонента, некий двигательный
тонус-стиль, могущий проявиться в различных деятель-ностях...
Что можно, например, возразить по поводу того, что крупное размашистое
письмо свидетельствует об энергии, стремлении к успеху, общительности,
непринужденности? Или против того, что сжатый, стесненный почерк есть знак
расчетливости, сдержанности, осмотрительности?
Совершенно понятно, почему степень геометрической выдержанности письма
(ровность линий и величины букв, равномерность интервалов и т. п.) отражает
общее психоволевое развитие, выдержку и трудоспособность — это просто одно из
проявлений названных качеств. Преобладание округлых и волнистых линий, которое
часто бывает в письме синтонных пикников, соответствует всей их моторике и
жизненному тонус-стилю, и было бы просто странно, если бы Бисмарк и Кромвель
имели почерк не крупноугловатый, словно составленный из толстых железных
прутьев, а женски-круглый, бисерно-фигурный.
Точно так же без всякой интуиции ясно, что различные преувеличения и
украшения в письме должны как-то соответствовать стремлению человека к
выявлению своей личности, к отклонению от стереотипности.
Чем характернее почерк, чем больше в нем индивидуальности, «физиономии»,
тем больше вероятности ожидать соответственных свойств и от пишущего. Но,
конечно, гораздо труднее сказать, присущи ли ему эти свойства искони, или он их
себе приделывает, культивирует, — подлинна оригинальность или наносна. Весьма
вычурный почерк часто имеют люди недалекие, мелко-тщеславные. Очень часты
причудливости в почерке душевнобольных, глубоких психопатов; у эпилептиков в
письме нередко видна чрезмерная аккуратность, выписаниость каждой линии, каждой
буквы.
Когда нажим густ, жирен, есть основания предполагать в пишущем физическую
силу, развитость чувственных влечений, энергию побуждений. Когда он слаб и
неровен, можно догадываться о неуверенности, нерешительности. Неровность,
импульсивность нажима, букв, строк, разнотипность наклона наводит на мысль о
порывистости, впечатлительности, неуравновешенности, внутренней
противоречивости. Вполне естественно, что люди сообразительные, энергичные,
предприимчивые имеют почерк беглый и связный, и нет ничего удивительного, если
почерк мечтателя разорван.
Если сильный наклон свидетельствует о неустойчивости, то прямой почерк
скорее будет говорить о сдержанности, замкнутости, выносливости (по некоторым
интерпретациям — о честолюбии). По наклону влево — явно наперекор обычному
стереотипу — можно заподозрить претенциозность, упрямство, усиленное
самоутверждение.
Все это понятно без особых натяжек. Но вот когда начинаются такие тонкости,
как определение «открытости» и «закрытости» гласных: целиком закрытое «о» будто
бы свидетельствует о замкнутости, открытое сверху — о доверчивости и
деликатности, открытое снизу — о лживости, — я начинаю морщиться. Когда
утверждается, что штрихи, загибающиеся вниз, против движения письма, означают
эгоистичность, я тихо посмеиваюсь. Я еще могу с грехом пополам понять, почему
|
|