|
О лбах:
«Человек, который близ висков имеет мясистый лоб и надутые щеки, бывает
храбр, высокомерен, сердит и весьма тупых понятий».
О глазах:
«Наклонность женщины к блуду узнается по подъятию век ея».
О носах:
«Долгий и тонкий нос означает храброго, всегда близкого к гневу, кичливого
человека, который ни имеет постоянного образа мыслей».
«Толстый и долгий нос означает человека, любящего все прекрасное, но не
столь умного, сколь он сам о себе думает».
О голосах:
«Голос, который от краткого дыхания тих и слаб, есть знак слабого,
боязлиаого, умного человека со здравым смыслом и немного употребляющего
пищи.
Те же, у коих голос беспрестанно возвышается, когда они говорят, бывают
вспыльчивы, сердиты, смелы и толсты».
И наконец, о верчении головой:
«Кто вертит головою во все стороны, тот совершенный дурак, глупец, суетный,
лживый плут, занятый собою, изменчивый, медлительного рассудка, развратного ума,
посредственных способностей, довольно щедрый и находит большое удовольствие
вымышлять и утверждать политические и светские новости».
Прервемся на этом шедевре. Совершенный дурак, глупец, развратного ума...
Этим, конечно, и не пахло в трудах эстетичного пастора — он был на уровне века,
все у него было изысканно и парадоксально.
Ямка, раздваивающая узкий подбородок, который выступает вперед «каблуком»,
свидетельствует об особой живости и сатирической злости ума при благородстве
душн; такая же ямка на подбородке широком и скошенном — верный признак двуличия
и порочных наклонностей. Сильно набухающая Y-образная вена на лбу, линия
которого в профиль совершенно
И пряма, говорит о страшной свирепости в сочетании с хитростью и
ограниченностью (римский император Калигула). Однако если такая вена пересекает
лоб закругленный, с хорошо выраженными надбровьями, то это знак необычайных
дарований и страстной любви к добру.
Гениальность Ньютона физиономически выразилась в строго горизонтальных,
очень низких бровях; тонкий поэтический вкус Гёте — в очертаниях кончика носа.
Вчитываясь и всматриваясь в изящные иллюстрации, вы начинали этому верить!
Как ни язвительны были критики, они ничего не могли противопоставить
популярности Лафатера. Жадная толпа желавших узнать истину о себе и ближних все
увеличивалась, и, удовлетворяя ее, пастор все более изощрялся.
Самым яростным критиком был Лихтенберг, физик, философ и эссеист, умнейший
человек своего времени. Этот убежденный материалист написал целую диссертацию,
опровергающую физиономику. Тезис «внешность обманчива» получил в ней до сих пор
не превзойденное обоснование. Лафатер обвинялся в том, что в носах писателей он
видит больше, чем в их произведениях; что если следовать его теории, то
преступников следует вешать до совершения преступления. «Если ты встречаешь
человека с уродливой, противной тебе физиономией, не считай его, ради бога,
порочным, не удостоверившись в этом!»
Патер отвечал кротко и обтекаемо; он выбрал испытанный способ полемики:
соглашаться с доводами оппонента. Да, внешность обманчива, но в этом и состоит
волнующая деликатность предмета, это и требует для проникновения в душу,
закрытую за семью печатями, божественного чутья. Прирожденный физиономист
наделен даром осмысливать скрытое знание чувства.
Его истинная стихия начинается там, где кончается очевидное, где под
масками и мимикрией идет тончайшая игра глубоких подтекстов. Его не проведет
даже тот знаменитый дипломат, о котором писали, что, если его ударят сзади
ногою, собеседник не приметит в лице ни малейшего движения, и под строгой миной
вельможи он узрит беспомощного супруга и растерянного отца.
Поклонники боготворили Лафатера, считали его провидцем. Граф Калиостро,
величайший шарлатан Европы, боялся его: возможно, видел в нем конкурента, а
может быть, опасался разоблачения: физиономия у него самого была варварская.
Лафатер искал встречи, но Калиостро невежливо уклонялся: «Если из нас двоих вы
более образованны, то я вам не нужен, а если более образован я, то вы не нужны
мне». Лафатер не обиделся и написал Калиостро письмо, в котором просил
разъяснить, хотя бы письменно, каки-м путем тот приобрел свои чудовищные
познания. В ответ была получена записка: «In herbis, in verhis, in lapidibus» —
знаменитая фраза: «В траве, в слове, в камне», которой авантюрист пользовался в
трудных случаях жизни.
Лишь один человек вскоре после смерти Лафатера своей громкой известностью
едва не затмил его имя.
ДВИЖЕНИЯ В ОРГАНЕ САМОЛЮБИЯ
Сын венского торговца Франц Галль, честолюбивый, глубокомысленный и
наблюдательный отрок, заметил, что у двух его однокашников, отличавшихся особой
легкостью запоминания, были выпуклые глаза.
Окончив медицинский факультет, он рьяно принялся за изучение мозга.
Появились его анатомические работы, в которых мозг впервые был разделен на три
главных этажа: нижний — продолговатый мозг, «орган жизненных процессов»;
средний — подкорка, «орган склонностей и влечений»; верхний — кора полушарий,
«орган интеллектуальных качеств души». Этого было достаточно, чтобы
|
|