|
обессмертить имя и лишиться профессуры по обвинению в материализме, но Галль не
успокоился. Когда размещение душевных задатков стало для него в принципе ясным,
он отдался разработке давно зревшей идеи: череп — одежда мозга, а через одежду
можно кое-что прощупать.
У двух венских чиновников, осмотрительность которых доходила до степени
невероятной мнительности, на заднебоковых частях темени обнаружились большие
выпуклости — так была найдена шишка К° 11, орган осторожности, прозорливости и
неуверенности. В церкви с удвоенной силон молились прихожане, у которых сильно
выдавалась средняя часть темени, — в результате исследований был выявлен орган
почтительности и нравственного чувства, а рядом с ним — орган теософии, или
богомудрия. У Рабле, Сервантеса, Свифта, Вольтера и многих других людей,
отличавшихся особой склонностью видеть все в смешном свете, верхние части
боковых сторон головы оказались спереди сильно округленными — шишка № 23, орган
остроумия...
И вот карта черепа готова. Здесь и орган кровожадности, и престол
физической любви, и знаменитая математическая шишка — все кропотливо обозначено
кружками и цифрами. Галль отправляется в турне по Европе с пропагандой новой
системы — френологии (френ — значит «душа»). Его лекции вызывают сенсации, одни
приходят в восторг, другие обвиняют его в шарлатанстве. Он творит чудеса:
ощупывая череп даже с завязанными глазами, он мгновенно определяет дарования,
добродетели и пороки, он предсказывает судьбу. К нему привели
шестнадцатилетнего Шампольона, вундеркинда, который лет двадцать спустя
расшифровал египетские иероглифы. Юноша был уже полиглотом, но Галль не знал о
нем ничего. Едва прикоснувшись к его голове, он вскрикнул: «Ах! Какой
гениальный лингвист!»
А вот как проходили френологические сеансы (по записи одного из учеников
Галля):
«Несколько минут я слегка надавливал внешние покровы... и отчетливо
чувствовал значительное движение и пульсацию в органе самолюбия; такие же
движения, хоть и слабые, замечались и в органе тщеславия. Я начал говорить с
девочкой, но она была робка и застенчива и сначала ничего не могла отвечать.
Оживленные движения в органе самолюбия показывали, однако, что при всей
застенчивости орган этот был у нее деятелен. Затем, когда мне удалось
расшевелить ее и ободрить, движения в органе самолюбия ослабли, но в органе
тщеславия продолжались. Однако как только я заговорил с ней о ее уроках и
успехах, снова увеличились движения в органе самолюбия. Я похвалил ее, и
движение снова уменьшилось. Результат получался один и тот же, сколько раз я ни
повторял свои опыты».
Что добавить к этой фантастике? Что одержимость находит искомое, что вера
способна увидеть невидимое, ощупать несуществующее? Это было не шарлатанство, а
иллюзия возбужденного разума. Настоящие шарлатаны-френологи появились уже после
смерти Галля. Он похоронен в Париже без головы, которую завещал для пополнения
своих коллекций,
ПСИХОГНОСТИКА, ИЛИ ИСКУССТВО БЫТЬ ПРОНИЦАТЕЛЬНЫМ
Что же дальше?..
К чему привели вековые блуждания? И почему мы о них заговорили сегодня?
Псевдонауки, созданные Лафатером и Галлем, конечно, давно причислены к
разряду ископаемых. О них редко вспоминают, хотя в некоторых странах френологи
и физиономисты под сурдинку кормятся до сих пор наряду с астрологами и прочей
оккультной братией.
Но странное это противоречие мучает и меня: с одной стороны — варварство
мысли, наивность квазитеорий, с другой — чудеса проницательности. Прозрения,
прорицания, виртуозная практическая ориентировка.
С одной стороны — явная чушь, с другой...
Или это была дутая репутация, молва, анекдоты?
Нет, я верю, что и Лафатер и Галль были действительно на высоте, как,
впрочем, и наиболее талантливые гадатели и прорицатели всех времен и народов.
Думается, что ни изощренные комбинации признаков, ни мистические откровения, ни
шишки не имели к их успеху прямого отношения. Что дело здесь в некоем феномене
обыденного общения, широком и многоликом...
Назовем этот феномен человекоощущением. Его можно было бы назвать и
психогностикой (от слов «психэ» — душа и «гнозис» — знание).
Вот еще пример его сугубо практического использования.
«Банкирские дома и конторы Китая в совершенстве усвоили всю методику банков
европейских и американских.
Но в одном пункте — правда, весьма чувствительном — китайцам не хватает
этой методики; по вопросу определения кредитоспособности и добропорядочности
клиента.
(Это пишет в книге «Неравнодушная природа» Сергей Эйзенштейн, которого,
я надеюсь, не надо представлять читателям; речь идет о банкирских домах
старого, дореволюционного Китая. — В. Л.)
Здесь, в китайских банках, кроме всего обычного набора гарантий, требуемых
банком, клиента подвергают еще проверке через... гадальщика.
И вот наравне со счетными машинами, сейфами, телеграфными установками и
прочей «аппаратурой» банка в отдельном окошечке оказывается таинственная фигура
гадальщика, перебирающего тонкими пальцами палочки с таинственными знаками.
Гадальщик пристально глядит на клиента, а пальцы его автоматически
|
|