|
доказать свою компетентность.
Молодой приезжий красавец аббат очаровывал всех в Цюрихе; Лафатеру его
физиономия не понравилась. Через некоторое время аббат совершил убийство.
Граф, влюбленный в молодую супругу, привез ее к знаменитому физиономисту,
чтобы получить новые свидетельства исключительности своего выбора. Она была
удивительно хороша собой, он хотел услышать, что и душа ее так же прекрасна.
Лафатер заколебался: по некоторым признакам он почувствовал, что моральная
устойчивость юной графини оставляет желать лучшего. Огорчать мужа не хотелось,
и Лафатер попытался увильнуть от ответа, но граф настаивал. Наконец Лафатер
решился и выложил ему все. Граф обиделся, не поверил. Через два года жена
бросила его и кончила свои дни в непотребном заведении.
Дама из Парижа привезла дочь. Взглянув на девочку, Лафатер пришел в сильное
волнение и отказался говорить. Дама умоляла. Тогда он написал что-то, вложил в
конверт и взял с дамы клятву распечатать его не раньше чем через полгода. За
это время девочка умерла. Мать вскрыла конверт. Там была записка: «Я скорблю
вместе с вами».
— Вы страшный человек, — сказал Лафатеру на аудиенции император Иосиф I,
— с вами надо быть настороже.
— Честному человеку нечего меня бояться, ваше величество.
— Но как вы это определяете? Я понимаю: сильные страсти накладывают
отпечаток, ум или глупость видны сразу, но честность?
— Это трудно объяснить, ваше величество. Я стараюсь не следовать
авторитетам, а полагаться на чувство и опыт. Иногда все решает мельчайшая
черточка. Лицо может быть безобразным, неправильным, но честность и
благородство придадут его чертам особую гармонию...
Разумеется, он начинал не на пустом месте. За его спиной возвышалась
массивная тень Аристотеля, который в своем всеведении, конечно, не мог обойти
столь пикантный предмет:
«У кого руки простираются до самых колен, тот смел, честен и свободен в
обращении.
Кто имеет щетинистые, дыбом стоящие волосы, тот боязлив.
Те, у коих пуп не на середине брюха, но гораздо выше находится,
недолговечны и бессильны.
У кого широкий рот, тот смел и храбр».
На таком уровне мыслил этот могучий ум.
Титан античности положил начало и так называемой животной физиономике:
толстый, как у быка, нос означает лень; с широкими ноздрями, как у свиньи, —
глупость; острый, как у собаки1, — признак холерического темперамента; торчащий,
как у вороны, — неосторожность. Направление это было развито до полного тупика
знаменитым Портой, художником итальянского Возрождения, который достиг
предельного искусства во взаимной подгонке физиономий зверей и людей, так что
их уже нельзя было и отличить друг от друга. В лице Платона Порта, между прочим,
уловил сходство с физиономией умной охотничьей собаки, но этой традиции
знаменитого дипломата Талейрана сравнивали с лисой; у грозного Робеспьера
находили в лице нечто тигриное, а старые ворчуны-аристократы времен Людовика
XIV, говорят, были похожи на благородных императорских гончих.
Лафатер знал, конечно, что как источник практически важных сведений о
человеке физиономия ценилась с древности, но у авторитетов не сходились концы с
концами. Известный физиономист Зопир, тот самый, что объявил Сократу о его
низких пороках и, к своему вящему удивлению, услыхал подтверждение из уст
самого философа, был уверен, что большие уши — признак изысканного ума. Плиний
Старший же уверял: у кого большие уши, тот глуп, но достигает глубочайшей
старости.
Незаурядным физиономистом считался Цезарь. Когда ему хвалили Кассия, его
будущего убийцу, он заметил:
Хочу я видеть в свите только тучных, Прилизанных и крепко спящих ночью. Л
Кассий тощ, в глазах холодный С.юск. Он мною думает, такой опасен.
В Шекспир
Знал ли Цезарь, что своими сомнениями предвосхищает одну из самых блестящих
и спорных концепций психиатрии XX века? Подбирая солдат в свои легионы, он
интересовался, бледнеют они или краснеют в моменты опасности: тех, кто бледнеет,
не брал. Однако, как писал позднее Хуан Уарте, Кай Юлий не знал многих
элементарных вещей: например, что лысина признак способностей полководства.
Вместо того чтобы гордиться ею, этот развратник стыдливо зачесывал шевелюру
вперед.
Сам же Уарте, знаменитый испанский врач и психолог, был убежден, что
врожденные задатки человека однозначно записаны в облике. «Чтобы определить,
какому виду дарований соответствует мозг, необходимо обратить внимание на
волосы. Если они черные, толстые, жесткие и густые, то это говорит о хорошем
воображении или хорошем уме; если же они мягкие, тонкие, нежные, то это
свидетельствует о хорошей памяти, но не больше».
Альберт фон Больштедт, средневековый схоласт, алхимик-чернокнижник, за свои
необычайные познания прозванный Великим, оставил миру среди прочих откровений
«науку распознавать людей», где встречаются следующие ценные указания.
О волосах:
«Те, у кого волосы кудрявые и притом несколько приподнявшиеся ото лба,
бывают глупы, более склонны ко злу, нежели к добру, но обладают большими
способностями к музыке».
|
|