|
невыносимая ситуация, кому-то надо уходить. Циклотимик через одного
друга-приятеля попадает в целую компанию, мы же с тобой в тесной клетке, к нам
нельзя впускать никого. Правда, феномен этот, «третий лишний», — не
исключителен, это, пожалуй, закон: даже в равносторонних треугольниках дружбы
каждая сторона чуть-чуть лишняя по отношению к двум 'другим, и, может быть, это
их и поддерживает. С «третьего лишнего» начинается океанская одинокость толпы.
Но с тобой это жестко до чрезвычайности. Не слишком ли ты строг, не слишком ли
чужд мгновенной, непроизвольной симпатии?
(«В одаренных шизотимических семьях, — писал Кречмер, — мы иногда встречаем
прекрасных людей, которые по своей искренности и объективности, по
непоколебимой стойкости убеждений, чистоте воззрений и твердой настойчивости
превосходят самых полноценных циклотимиков; между тем они уступают им в
естественной теплой сердечности в отношении к отдельному человеку, в терпеливом
понимании его свойств».)
Но ведь ты добр, ты можешь простить невероятное. На высшем пределе симпатии
ты трогательно и нежно внимателен, доверчив и неистощим в изобретении
утонченных радостей. Никто, как ты, не умеет быть благодарным и торжественно
боготворить. Но щедрого, активного душевного соучастия, горячего проникновения
от тебя ждать не приходится, это не твое амплуа. Когда ты себя к этому
понуждаешь, получается что-то не то... В отношении к женщине ты первозданно
чист (отнюдь не будучи ни моралистом, ни импотентом), ты звереешь в присутствии
пошляка, но вжиться в женские джунгли тебе не дано.
«Я отличаюсь постоянством чувств», — сказал ты о себе однажды и был слишком
прав. В какие-то моменты ты вдруг объявляешь этому постоянству войну.
Ты панически боишься быть скучным. Тут у тебя комплекс, ты ужасно не хочешь
походить на Роберта Кона из хемингуэевской «Фиесты». И вот резкие выпады,
агрессивность — по какой-то парадоксальной навязчивости ты и вправду
становишься Коном, — вот и внезапная потеря психологической ориентировки,
вплоть до бессвязности, вот посреди блестящих сухих рассуждений эксцентричный
мат. А мне нравится, как ты скучен, ты очень интересно скучен.
ОБОЮДООСТРОЕ ЖАЛО
Палитру шизотимических типов создатель оси набросал широко и смело, с
очаровательной циклотими-ческой небрежностью:
необщителен, тих, сдержан, серьезен (лишен юмора), чудак;
застенчивый, боязливый, тонко чувствующий, сентиментальный, нервный,
возбужденный, друг книги и природы;
послушен, добродушен, честен, равнодушен, туп, глуп — таковы регистры и
гаммы, образуемые пропорцией чувствительности и холодности.
Сдержанные, утонченные, ледяные аристократы, изысканные джентльмены с
высокими запросами и низкими инстинктами, патетические, чуждые миру идеалисты,
холодные, властные натуры, с неукротимой энергией и последовательностью
преследующие свои цели, а рядом, в ощутимой, но трудноопределимой генетической
близости, — никчемные бездельники, сухо-безвольные, гневно-тупые. Очень часто
они группируются в одном семействе, на одном генеалогическом древе, но
установить закономерность не удается, тем более что все это в многомерном
наложении совместимо в одной личности.
Здесь педантичный и скрытный делец-домосед, прижимистый и подозрительный.
Тут и Плюшкин и Собакевич. Рядом неукротимый спорщик, самоуверенный резонер:
цепкая, односторонняя углубленность, своеобразная мелочность мысли. Меланхолик
прокрался сюда в виде мимозной, ипохондричной, сверхвпечатлительной личности,
для которой каждое прикосновение жизни — удар.
Работоспособный инженер, скромный и добросовестный работник, прекрасный
семьянин в моменты, когда жизненное напряжение достигает какого-то предела,
объявляет домашним: «Я поработал, хватит, больше не могу», — ложится в постель,
приткнувшись к стене, и ничто его уже не поднимет, пока ситуация не разрядится:
типичная реакция меланхолического шизоида.
Но здесь же и холеричность: странный, крутой, суровый, деловой, настойчивый,
хороший служака, раздражительный, драчун, скандалист, «скверный характер» —
так описывали русские психиатры Юдин и Детенгоф шизоида экспансивного. Среди
этих последних попадаются и шизотимические гипоманьяки. На низких
интеллектуально-нравственных уровнях это вихреподобные странные личности,
всегда взвинченные, нигде не уживающиеся, носимые по свету как перекати-поле.
Графоманы, отчаянные склочники и сутяги, могущие покрыть своими письмами и
заявлениями всю поверхность земного шара. Они воюют за принципы, совпадающие
или не совпадающие с их личными интересами, но всегда принципы. В патологии это
агрессивные параноики, бичи политических систем и кресты психиатрических
больниц.
(Паранойя (буквально: «околоумие») — психопатологическое состояние, главная
черта которого наличие некой бредовой системы; содержание ее может быть самым
разнообразным; параноический бред может уживаться с самой реалистической
ориентировкой. Критерий (бред или не бред) задается социально-исторически.
Возможна коллективная паранойя.)
Самые страшные из параноиков готовы ради осуществления своих бредовых
планов перерезать горло всему миру. Но Кречмер блистательно разглядел под их
неостановимой наступателыюстью микроскопическое «астеническое жало» — ранимость
и болезненную чувствительность, а у хрупко-мимозных, робко-пассивных —
обязательный кусочек активной ненависти.
На более высоких уровнях мы видим одержимых борцов за правду и
|
|