|
«ЕСТЬ — ЕСТЬ, НЕТ — НЕТ»
Вот еще одно типичное письмо.
«...Мне девятнадцать лет. Учусь на филологическом факультете П-ского
университета. И признаюсь сразу, готовлюсь для литературной работы. Вот это
признание я и выберу отправной точкой моего письма. Считается, что для
литературной деятельности требуются более чем хорошая память, сила логического
мышления и наблюдательность. Я привык считать, что обладаю этими качествами, но
первые же мои литературные опыты показали их явно недостаточную степень. Передо
мной встал вопрос: как развить в себе эти качества до уровня,' необходимого в
литературной деятельности. Я готов начать с «нуля», чтобы восполнить свой
пробел. В вашей статье говорится о необходимости донести в доступной форме до
массы молодых людей уже выработанные наукой способы развития и тренировки самых
общих способностей, а именно: памяти, логического мышления, наблюдательности,
используя сегодняшние достижения психологии. Но от статьи в журнале до
жизненного воплощения — дистанция огромного размера. Поэтому я и обращаюсь к
вам с личной просьбой помочь мне в приобретении, точнее развитии, вышеуказанных
качеств. Укажите мне, пожалуйста, литературу по данному материалу и, быть может,
пути ее изыскания; если возможно, с учетом моей пристрастности к литературе и,
конечно, современных достижений психологии. Если вам для научной деятельности
могут понадобиться результаты моих тренировок, я обещаю в качестве
добровольного «подопытного» сообщать их вам.
С уважением М.».
Читая это письмо, я испытывал затруднение и неловкость. Видимо, мой
корреспондент любит дело, которому решил себя посвятить, и всерьез озабочен тем,
чтобы интеллектуально ему соответствовать, но он почувствовал, что желание —
одно, а возможности — другое. Он ищет помощи у науки. Общие фразы: работай над
собой, трудись, повышай свой уровень, изучай жизнь, пиши, исправляй, уничтожай
написанное, снова пиши, и в конце концов получится, — эти банальные
рекомендации, хотя они, возможно, и справедливы, конечно, не удовлетворят М.
Тем более не устроит его суровый приговор Шолом-Алейхема: «Талант что деньги:
есть — есть, нет — нет... Если чувствуешь, что «нет», — имей мужество бросить,
найди себя в чем-то другом». На такой приговор нет права, потому что я не знаю
истинной меры литературных способностей М., и он сам ее не знает.
«Сегодняшние достижения психологии...» Могут ли они помогать в подобных
проблемах? Ведь что касается научных достижений и права на рекомендации, здесь
тоже: «есть — есть, нет — нет». Литературная одаренность складывается из
множества отдельных способностей, а писательский талант — это весь человек, вся
личность...
Нет пока никакого ответа, лишь надежда. Да, надежда, потому что и
литературные способности иной раз просыпаются неожиданно, как это случилось с
Уитменом в 35 лет.
Наверняка, конечно, у каждого человека есть свой потолок способностей. Но
несомненно и то, что потолок этот лежит выше уровня, достигаемого подавляющим
большинством. Недавно стало известно о «прорыве» феноменальных счетных
способностей у пожилого малограмотного сирийского крестьянина Кузи. Он
обнаружил у себя эти способности в момент разорения, когда ему днями и ночами
приходилось лихорадочно подсчитывать долги.
Но во всех случаях, когда людям удавалось самим резко поднимать потолок
своих способностей, «катализатором» оказывалось колоссальное
эмоционально-волевое напряжение, диктуемое категорической необходимостью. На
вершине напряжения психика переходила в новое качество, вскрывался «метод»,
который потом закреплялся.
КАК ОБМАНУТЬ ЗУБРЕЖКУ (АУТОТРЕНИНГ ПАМЯТИ)
О практических проблемах памяти уже шла речь в третьей главе, но, памятуя
об интерференции, вытеснении и ограниченности объема оперативной памяти, автор
имеет основания подозревать, что сказанное (в том числе и эти термины)
некоторой частью читателей благополучно забыто. Приступим, однако, к прикладной
части.
«Память была очень развита у народов древнего мира: книги Веды, которые
объемом не менее библии, сохранялись в течение восьми веков только в памяти,
так как письменности в Индии тогда не было. Взрослая женщина имеет лучшую
память, чем мужчина: актрисы скорее заучивают роли, чем актеры; студентки лучше
сдают экзамены, требующие памяти, чем студенты. Юноши имеют лучшую память, чем
взрослые. Память достигает своего максимума в возрасте около тринадцати лет и
потом постепенно уменьшается. Слабые физически люди имеют больше памяти, чем
крепкие. Наиболее развитый ум вовсе не обязательно соединен с хорошей памятью;
ученики, обладающие прекрасной памятью, далеко не самые интеллигентные.
Провинциалы имеют больше памяти, чем парижане; крестьяне — больше, чем
горожане; адвокаты — более, чем врачи; музыканты — больше, чем другие артисты.
Память лучше перед едой, чем после еды. Учение уменьшает ее — у безграмотных
память лучше, чем у грамотных. Память лучше утром, чем вечером; летом — лучше,
чем зимой, на юге — лучше, чем на севере. Нужно прибавить, что память много
зависит от упражнения».
Это отрывок из сообщения, сделанного в конце прошлого века в Парижском
биологическом обществе. К этому времени были уже известны и почти все ныне
рекомендуемые приемы развития памяти, которые время от времени преподносятся
|
|