|
веселье». Теперь мое настроение и поведение будут зависеть и от обстановки, и
от того, в какой мере я сам смогу переключиться. Успех — будет ли на этой
вечеринке хорошо мне и друзьям, настроение которых зависит от моего, —
определится тем, насколько мое подсознание подчинится сознательной
самопрогралше. Подчинится — я стану непринужденно веселым, раскованным, быть
может, даже остроумным. Не подчинится—? останусь внутренне замороженным, буду
натужно пытаться скрыть свое состояние, чтобы не портить настроение другим, — в
общем, получится ерунда... Конечно, успех на вечеринке — вполне пренебрежимая
мелочь. Но от мобилизации подсознания порой зависит, жить человеку или умереть.
«В конце второй мировой войны То-Рама был тяжело ранен осколком гранаты. В
полевом госпитале его состояние было признано безнадежным — об этом говорили
врачи, и он это слышал: его переместили в палату смертников. «Тогда, — пишет в
своей статье То-Рама, — во мне что-то восстало... Я стиснул зубы, и у меня
возникла только одна мысль: «Ты должен остаться жить, ты не умрешь, ты не
чувствуешь никаких болей», и все в том же роде. Я повторял себе это бесконечное
число раз, пока эта мысль не вошла настолько в мою плоть и кровь, что я
окончательно перестал ощущать боль. Не знаю, как это случилось, но произошло
невероятное. Врачи покачивали головами. Мое состояние стало со дня на день
улучшаться. Так я остался жив только с помощью воли. Спустя два месяца в одном
из венских госпиталей мне была сделана операция без общего наркоза и даже без
местного обезболивания, достаточно было одного самовнушения. И когда я вполне
оправился, я выработал свою систему победы над самим собой и пошел в этом
отношении так далеко, что вообще не испытываю страданий, если не хочу их
испытывать» *.
* Л. Л. Васильев, Таинственные явления человеческой психики, изд 2-е М.,
Госполитиздат, 1963, стр. 77
То-Рама — это псевдоним, настоящая фамилия этого человека была другая, он
был австрийцем, инженером по профессии.
Случай этот — превосходная иллюстрация возможностей и техники самовнушения.
Неимоверно трудное начало, отчаянная решимость, сосредоточение, бесконечные
попытки и, наконец, успех, окончательная победа над собой, безраздельное
овладение своими эмоциями.
Известны десятки и сотни подобных случаев, еще более впечатляющих.
Некоторые даже слишком известны — настолько, что мы перестаем вникать в их
существо. На память приходят прежде всего Николай Островский, Алексей Маресьев
и их многочисленные двойники, имена которых не получили столь широкой
известности. Если мы говорим, что к героическому самопреодолению этих людей
побуждало желание служить сверхличному делу, высокой идее, то нельзя не видеть
и другой, «технической» стороны: все они, преодолевая себя, прибегали к
самовнушению. Не происходит ничего сверхъестественного: это то, что всегда под
руками. Мобилизуется скрытая избыточность мозговых сил.
Не я первый и, вероятно, не я последний пишу о самовнушении, предлагая его
в качестве средства работы над психикой. С глубокой древности использовалось
множество способов самовнушения для самых разных человеческих целей... Магия и
религия, медицина и искусство, военное дело и педагогика, отдых и труд — везде,
где необходимо мощное и глубокое влияние на психику, в любом направлении,
с любыми задачами работало и работает самовнушение. Психофизиологическая суть
молитвы и формулы лечебного самовнушения совершенно одна и та же, и в этом нет
ничего проигрышного для медицины.
Остережемся самообольщения: как ни был в свое время великолепен То-Рама
«(он демонстрировал свое искусство в цирках), но в конце концов и он умер, и
никакое самовнушение в тот час ему уже не помогло. Оно дало ему лишь то, что
было скрыто, возможно — его максимум, и помогло добиться того, что он считал
для себя ценным. Никто ни от чего не застрахован: врачи заболевают и умирают,
опытнейшие психологи ошибаются в элементарном общении...
Постоянное напряжение интеллекта и душевная смелость нужны уже для того,
чтобы, не уставая, смотреть на себя открытыми глазами. Да, пределы самопознания
и самоовладения существуют, как существуют пределы жизни и физических сил. Но
человеку свойственно отодвигать пределы. Если вынести за скобки все от нас не
зависящее, всегда остается некая величина, то большая, то ускользающе малая, но
никогда точно не определимая, — коэффициент оптимизма.
САМОГИПНОЗ, ОН ЖЕ АУТОТРЕНИНГ
Метод аутотренинга, или аутогенной тренировки («аутогенный» — буквально
«рожденный самим собой»), родился в 30-х годах нашего века. Десятки известных и
забытых авторов прошлого так или иначе включали средства, применяемые в
аутотренинге, в свои системы. Но создателем современного аутотренинга
заслуженно считается австрийский психиатр Шульц. Занимаясь гипнозом, он заметил,
что те же состояния и ощущения, которые внушает пациентам врач, они при
должном обучении могут внушить себе сами. Он справедливо счел, что такое
самовнушение ценнее гипнотического, ибо пациент получает орудие управления
своим организмом и психикой в собственные руки. При врачебном обучении
аутотренингу внушение и самовнушение всегда сливаются.
Несколько психотерапевтических школ подхватили метод. У нас уже в
послевоенные годы его все шире берут на вооружение клиники и диспансеры.
Предлагаются разнообразные варианты. Аутотренинг сочетается с другими методами,
проводится в группах и индивидуально. В последнее время им всерьез занялись
спортивные врачи. Есть сведения об успешном применении вариантов аутотренинга в
обучении (запоминание иностранных слов улучшается в состоянии саморасслабления)
|
|