Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Психология для Чайников... :: Владимир Леви :: ВЛАДИМИР ЛЕВИ - ОХОТА ЗА МЫСЛЬЮ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 74
 <<-
 
    МЕХАНИКА САМОВНУШЕНИЯ 
    
    Понимаю нетерпение некоторой части читателей: давайте скорее конкретные 
рекомендации, что, как и для чего делать... Но предварительно придется кое-что 
уяснить.
    Если коротко определить суть психического самоовладения, то это 
сознательное управление подсознанием. (Приблизительно так же сформулировал и 
Станиславский главную задачу актерского тренинга.) Обуздание безотчетной 
автоматики организма и психики — того, что отказывается подчиняться разумным 
самопрограммам и ставит сознание «перед свершившимся фактом».
    Неуправляемость эмоций, колебания тонуса, капризы памяти, отказы внимания, 
непостижимые фокусы мышления, огорчительные выходки разных периферийных органов.
.. Всякий, кто хоть в чем-либо сталкивался с этой неподчиняемостью и 
неуправляемостью (а никогда не сталкивавшихся я еще не встречал), легко 
согласится, что у подсознания — своя логика, могущая совпадать и не совпадать с 
логикой сознания.
    Почему так легко пройти по бревну, лежащему на полу, и невозможно на 
большой высоте? Ведь это то же самое бревно, достаточно широкое, чтобы легко 
удержать равновесие...
    Пример тривиальный, но в нем, как в прозрачной капле, просматривается 
механизм множества неврозов и психических парадоксов. Вы падаете жертвой 
непроизвольной избыточной перестраховки («как бы не упасть»), падаете уже 
заранее, еще не ступив на бревно. Все зло в этом подсознательном: «как бы не...
» Оно и производит смещение субъективной вероятности. Доводы сознания, что 
пройти-то в принципе можно, подсознанием решительно отвергаются. Его логика: 
раз упасть — опасно, значит надо считать вероятность падения высокой. А ежели 
так, надо успеть напрячь мышцы... Вот и предательская потеря равновесия, 
превращение опасения в явь.
    Тем, кто хочет лучше понять эту упрямую подсознательную логику, я всерьез 
рекомендую поэкспериментировать над собой на бревне. (Только не над пропастью, 
упаси бог, а на достаточно безопасной высоте.) Вы убедитесь, что понимание 
механизма, в данном случае механизма вашего падения, еще не освобождает от его 
действия, но все же создает некоторые к тому предпосылки. На этой модели вы, 
быть может, лучше постигнете и другие свои «как бы не...». Ваше самочувствие на 
бревне может послужить и неплохим контролем навыков саморасслабления   и 
самовнушения,   о которых   речь   ниже.
    Но что же происходит при самовнушении?
    Пользуясь своими неограниченными возможностями комбинирования представлений 
и самоотражения (рефлексии), психика создает внутренние модели самой себя и 
сама себя под них подгоняет. Сосредоточением и настойчивым повторением эти 
самомодели переводятся из краткосрочной памяти в долгосрочную (из сознания в 
подсознание) и в конце концов рано или поздно начинают автоматически влиять на 
самоощущение и поведение.
    Внушить себе — значит поверить. Поверить — значит быть. Разумеется, до 
известных границ: поверив, что я Наполеон, я не стану Наполеоном. Но в 
поведении душевнобольного, искренне верящего, что он Наполеон, появляются 
черточки, которые ни за что не смог бы скопировать человек, притворяющийся 
Наполеоном. Эти черточки могут появиться, кроме душевнобольного, лишь у артиста,
 перевоплотившегося в Наполеона (самовнушение), или у сомнамбулы при 
гипнотическом перевоплощении.
    Веру, стало быть, можно определить как полное согласие между сознанием и 
подсознанием, она предполагает полное однозначное соответствие мысли и чувства. 
Понятно, что человек, верящий в то, что он весел, весел и в самом деле. Верящий 
в то, что сердит, и в самом деле сердит; верящий в то, что сосредоточен, и в 
самом деле сосредоточен... Теперь мы, быть может, поймем и серьезный смысл 
старой прутковской шутки: «Если хочешь быть счастливым, будь им».
    Непроизвольные самовнушения пронизывают всю нашу жизнь, предвосхищают и 
сопровождают каждый шаг. Подсознательные прогнозы и опережающие безотчетные 
действия непрестанно ткут будущее. Прихорашиваясь перед зеркалом, женщина 
полуосознанно внушает себе, что весь день будет выглядеть достаточно 
привлекательной. Будничным утром, еще не встав с постели, мы уже какой-то 
частью своего существа находимся на работе (даже с вечера, ложась спать), а 
взяв билеты на концерт, который состоится через две недели, уже вводим в себя 
частицу отдыха и праздника. Шофер такси, подходя к машине, не подозревает, что 
где-то в подсознании жмгт ногой на газ, обретает привычную бдительность, 
готовится к общению с пассажирами...
    Сигналы к психической перенастройке внушаются ситуацией, всем комплексом 
воспринимаемого. Я в скверном настроении, потому что мне предстоит неприятный 
разговор, я озабочен, потому что у меня масса дел... Оценки ситуаций, переборы 
«возможных исходов — все это обычно, как айсберг, главной своей частью скрыто 
на безотчетном уровне. Подсознание, подобно услужливому референту, делает 
основную работу, называемую черновой, и поставляет сознанию «бумаги на подпись».

    Но, присмотревшись к себе внимательнее, легко убедиться, что множество 
безотчетных процессов психики доступно осознанию и в каких-то пределах мы 
вольны выбирать, в каком направлении перенастраиваться. Я отправляюсь на 
дружескую вечеринку, внутренне еще не освобожденный от рабочего напряжения; 
более того, сегодня у меня неудачный день, я угрюм и мрачен. Но я знаю, что 
такое настроение там, куда я иду, не подходит. Поэтому я, уже скорее 
подсознательно, чем бессознательно, включаю самопрограмму «развлечение, отдых, 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 74
 <<-