|
запретов, «табу», ставших для личности чем-то внутренним, частью ее самой. То,
что мы называем «надсозна-нием», гораздо шире. Сюда входит все то готовое, что
получает личность от семьи, от групп, в которых пребывает, от общества в целом,
по разным каналам — а в конечном счете от всего человечества и истории. Это не
только нормы поведения, это и системы ценностей, и идеалы, и язык, и весь строй
мышления с его категориями и логикой, это стереотипы всех видов и уровней, в
том числе и стереотипы чувств — короче, все, что называют культурой в самом
широком смысле.
Неосознаваемое социально. По большей части мы пользуемся всем этим,
как своим достоянием, в меру личного владения, не вникая, как, откуда и почему
это берется, не осознавая ни сам факт использования, ни его механизмы. Ибо с
самого детства «надсознаиие» задалбливается в подсознание.
Но, конечно, в любой момент можно остановиться и спросить себя: а почему я
делаю так, говорю так, думаю так, а не иначе? Что стоит за этим, в какой мере
это мое, в какой заимствовано и откуда?
Почему, например, я подаю руку товарищу?
Как почему?.. Потому, что так принято здороваться. Потому, что я хорошо к
нему отношусь. Если я не подам ему руки, он обидится. Это сближает. Вот как
будто бы и причины, достаточно веские, хотя чаще всего мы пожимаем друг другу
руки машинально.
Но есть и другие обоснования этого прозаического каждодневного жеста. Они
уходят в темные глубины прошлого. Обычай подавать друг другу руки в приветствии,
как резонно заключили историки-антропологи, идет от тех далеких времен, когда
встреча любых двух людей могла закончиться убийством. Я протягиваю тебе руку,
значит, как видишь, у меня нет в ней каменного рубила, которым я мог бы
размозжить тебе голову, у меня нет злых намерений, покажи и ты свою руку, и
давай соединим их, чтобы удостовериться окончательно. Сегодня такая мотивировка
нелепа, но ритуал остался и оброс другими обоснованиями, сохранившими в себе,
однако, намеки на прежнее знамение.
Именно «подсознательное» переполняет нас постулатами «само собой
разумеющегося», против отмены которых с равной силой протестуют и рассудок и
чувства. И понятно, что главная причина, почему мы каждый раз не вникаем в свои
«подсознательные» мотивировки, — просто отсутствие времени и — в большинстве
случаев — необходимости. А также, конечно, и недостаток знаний и стремления
вдуматься... С рукопожатием как будто бы просто, но ведь и это только гипотеза.
Корни тысяч других каждодневных поступков и мыслей распутать сравнительно
сложней.
И чувства и память осознаются мышлением, более высоким уровнем мозговой
работы. А чем осознается мышление? Тоже мышлением. Это уже подозрительно. «Я
мыслю, следовательно, я существую». Осознать сам факт наличия (или отсутствия)
мысли как будто легко.
He столь уж сложно подобрать и доводы, обосновывающие ту или иную мысль, и
докопаться до исходных аксиоматических предпосылок. А вот дальше...
Дальше и начинается «это так, потому что это именно так» и «этого не может
быть, потому что этого не может быть никогда». Тупик самоочевидного, преодолеть
который не легче, чем увидеть свои уши без зеркала. Сейчас я думаю... А сейчас
я думаю, что я думаю... А сейчас я думаю, что я думаю, что я думаю... Такая
охота за мыслью обычна и безнадежна, ибо всякая мысль в самый миг своего
присутствия в сознании может быть только собою, и на этот миг, пусть даже
ускользающе-краткий, ничего другого не допускает и сама себя не видит.
Одного критика упрекнули, будто он занимается критикой, поскольку не может
творить, на что он ответил: «Да, я не умею готовить яичницу, но это не мешает
мне разбираться в ее вкусе». Действительно, нельзя одновременно жарить яичницу
и есть ее: результатом может быть только пустая сковорода. Это можно было бы,
вероятно, назвать законом одномерности мышления. Можно быть и творцом, и
собственным критиком, быстро и сложно чередуя эти процессы, как и происходит на
высших уровнях творчества (вспомним черновики Пушкина), но нельзя делать и то и
другое одновременно.
Критичность и служит средством преодоления одномерности мышления.
Есть только один способ осознать свое мышление: мыслить по-другому.
Исходить из других предпосылок, из другой системы мыслительных координат,
перейти в какое-то другое измерение. Иными словами, стать внутренне посторонним
по отношению к самому себе. А чтобы осознать объективно-критически это другое
мышление, надо, в свою очередь, стать посторонним по отношению к нему. И так
далее, бесконечно...
Так, в сущности, и происходит. «Какой я был дурак», — говорим мы,
разумея, что теперь-то уж поумнели. Пройдет время, и мы снова, из другой
системы координат объявим себя дураками. В данный же момент осознать степень
своего невежества, предубежденности, непоследовательности, несправедливости,
равно как и занудства, — дело обыкновенно непосильное. Ибо в игре обычно
участвует и Двуликий Янус эмоций.
Иногда система мыслительных координат может меняться мгновенно, в некоторых
случаях, патологических, а иногда и нормальных, возникает ощущение, что в нас
одновременно мыслит не один, а двое или больше людей, каждый из которых видит
другого насквозь. (Достоевский сразу же приходит на ум.) Однако практически
система мыслительных координат — вещь в высшей степени стойкая. Это прочнейший
сплав аксиом, питающихся и стойкими вероятностными прогнозами, и воспринятыми
стереотипами, за которыми всегда стоят явно или скрыто подразумеваемые ценности
по шкале Рая — Ада. Это очень хорошо: именно это и делает личность личностью, а
не «бесформенным комком текущей информации». И это очень плохо, потому что
|
|